Из Бурсы к Престолу или на баррикады?

В рамках цикла лекций об истории Церкви и Государства в XIX веке в это воскресенье мы обсуждали особенности и проблемы обучения и воспитания духовного юношества. В период детства и юношества от среды, в которой живет и воспитывается ребенок или подросток зависит очень многое: особенности сознания и характера, нравственность, религиозность, система ценностных ориентиров и многое другое. Сегодня мы постарались узнать, а кто же такой бурсак или семинарист в середине XIX века? Что значит для семинариста «окончить курс» и как часто выпускники становились священниками. Обсуждая процессы воспитания и обучения будущего священства мы смогли ответить на целый ряд вопросов касающихся тех нестроений в духовном сословии, которые очевидны любому интересующемуся церковной историей человеку. Сегодня мы сделали еще один шаг к заветной цели — постараться осмыслить, как в нашей истории случилось то, что случилось в 1905-1907 и 1917 годах.