«PRO-Православие»

Разумеется, более или менее внимательный читатель уже в заголовке нашей заметки обнаружил какой-то намек или подвох… но в чем же он? Да, почему-то предлог «ПРО» написан не по-человечески, не так, как надо было бы написать по-русски, а набран латиницей. Двусмысленность заголовка легко объясняется: PRO — это совершенно обычный в наше время предлог, сокращение заморского слова Professional, которое используется для обозначения товара или услуги, предназначенных профессионалам. Но что же этим хотим сказать мы?

Сегодня скажем пару слов о книгах. После посещения одного из, как мне кажется, самых добротных магазинов качественной духовной и богословской литературы у меня возник вопрос: а что же продается на книжных полках в храмах нашего города? Ответ пришел очень быстро — книги, но книги, рассчитанные либо на новообращенных, либо на тех, кто в своей духовной жизни достиг той высоты, когда может достаточно плодотворно читать святых отцов без посторонней помощи. О чем мы? Поясню. Большая часть (уберем из общего массива литературной продукции детские издания) — это книги для начинающих свой путь в Церкви, так называемые «Азы Православия», куда входят различные книжки и брошюры о том, что такое святая вода, о чудесах святых, причем очень много о св. Матроне и свт. Луке, кратчайшие пояснения Литургии, сборники цитат, что-то о молитве и посте. На другом полюсе находятся книги святых отцов, но и они ограничиваются творениями свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, немного свт. Иоанна Златоуста и прав. Иоанна Кронштадтского. Из толкования Писания в основном везде на полках мы найдем труд блж. Феофилакта Болгарского. Теперь перед нами два вопроса: «Утомлять ли дальше читателя?» и «А что плохого в таком наборе литературы?». На первый ответили бы мы: «Нет, не утомлять», а на второй: «Плохого ничего, но что делать тем, кто уже вырос из состояния »я первый год в храме»и тем, кто хочет знать больше, чем ему предлагает книжная полка рядового храма? Тем, кто хочет знать хотя бы немного того, что знают, ну или, по крайней мере, должны знать учившиеся в духовных семинариях священники?»

Кто-то скажет нам: «Пусть эти умные едут в специальные магазины богословской литературы, а нам и так хорошо!» Но правильно ли это? Мы, скажем честно, люди ленивые, нас и молиться иногда не заставишь, а тягу к знаниям легко погубить тем, что за этими знаниями надо еще и ехать за тридевять земель, мало того — ехать, мы ведь и не знаем всего разнообразия «другой» литературы, может, зная ее, нам бы хотелось бы большего! Да и почему «умные» — хорошая, качественная литература по истории Церкви, богословию, Священному Писанию, святым отцам и аскетике есть в научно-популярном формате для каждого! Может, пора бы уже начинать формирование у православного человека вкуса к чтению более серьезной литературы? 1991 год далеко позади, многие пришедшие во вновь открытые храмы люди давно знают, что такое «церковная свечка» и «как кушать просфорку»… Может, пора, пускай не всем, но некоторым все же сделать новый шаг к осмыслению богатейшей Православной культуры, истории и богословия, к осмыслению Православия, которое не сводится к правильному исполнению обряда?

Чтобы что-то изменить, начинать необходимо с себя? Да, так и сделаем. Для начала, с 10 сентября, в нашем храме появятся доступные каждому книги, которые способны кратко и не сложно познакомить читателя с тем, что узнают из года в год студенты духовных школ, а именно:

Священное Писание, Отцы, Богословие.

  • Введение в Ветхий Завет. Курс лекций по ветхозаветной исагогике. Д.Г. Добыкин.

  • Введение в Новый Завет. Прот. Дмитрий Юревич.

  • Введение в аскетику. Архиепископ Амвросий (Ермаков), свящ. Михаил Легеев.

  • Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией. Свящ. Михаил Легеев.

  • Основное богословие. Свящ. Дмитрий Лушников.

История Руси, Русской Церкви, Афон.

  • Русская и Болгарская Православные Церкви в первой половине XX века. М.В. Шкаровский.

  • Время святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко: события и люди. Ю.А. Соколов.

  • Тысяча лет Русского Афона (духовный подвиг русского монашества). М.В. Шкаровский.

  • Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000): музыкант, полиглот, инженер и богослов. Прот. Константин Костромин.

  • Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. Ю.А. Соколов.

  • Русская и Сербская Православные Церкви в XX веке. М.В. Шкаровский.

  • Князь Владимир и истоки русской церковной традиции: этюды об эпохе принятия Русью христианства. Прот. Константин Костромин.

  • «Русская идея» в русской литературе. П.Е. Бухаркин.

  • Россия и православный Восток (Х–начало ХХ вв.). Л.А. Герд.