Беседа о «Дидахи»

По окончании второй встречи нашего клуба по изучению святоотеческого наследия я опять обратился к участникам с просьбой написать несколько слов о ней… хотел чтобы и читатели нашего сайта немного познакомились с темой, возможно и прочтут сами такое малоизвестное среди прихожан произведение как «Дидахи». Мне в скором времени пришли целых три письма… а как выбрать одно для публикации, ведь это три разных оттенка, три взгляда, пусть и похожи друг на друга, но все же! Предлагаю прочесть любой из них или все сразу… И конечно прослушать само произведение!

10 октября прошла вторая беседа по патрологии с отцов Владиславом. Темой для обсуждения было произведение I века — «Дидахи», с которым каждый из пришедших ознакомился заранее. Раньше я и слова такого не слышала, поэтому и представить было сложно о чём придётся читать, но от этого даже интереснее. Дидахи — греческое слово, которое означает «учение» и само произведение имеет второе название «Учение двенадцати апостолов», само название уже подсказывает суть задачи написанного. Дело в том, что в эпоху мужей апостольских была необходимость в просвещении людей, готовящихся к крещению или только пришедших в Церковь, так вот Дидахи и является древнейшим катехизисом. Состоит он из шестнадцати небольших глав, каждая из которых это обращение к читающему, наставления, напоминание заповедей о том как жить христианину, какой путь избрать, а их два «один-жизни и один-смерти..». В произведении много отсылок к Евангелию. «Дидахи» не только для оглашенных, но и для священнослужителей, так как часть глав из него посвящены таинствам Церкви и похожи на руководство по совершению этих таинств. Начать разговор мы хотели о структуре, составе, значении и особенностях написанного, но поскольку каждый из пришедших на беседу прочёл произведение заранее, то уже были заготовлены вопросы по самому тексту и то, что хотелось уточнить или узнать, поэтому и встреча началась сразу с обсуждения, например, слов о милостыни из 1 главы: «..всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад..» и «..пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих..», ведь если не каждый, то многие задавались вопросом «А правильно ли я поступаю, давая (или не давая) милостыню?». Благодаря отцу Владиславу и учебнику по патрологии мы всё же оговорили главные и важные, а также богословские особенности, цели «Дидахи» и приступили к прочтению и обсуждению каждой главы произведения. Было очень интересно, познавательно и полезно, так, что наш академический час затянулся.. ещё и на астрономический) Хочется конечно подчеркнуть, что это не просто лекция или рассказ незнакомого материала, а именно беседа, где каждый пришедший- участник, и где есть возможность и помощь осмыслить прочитанное, разрешить сомнения или вопросы. В общем, новое домашнее задание получено и есть желание-готовность к изучению нового материала. Татьяна Тучина.
Во вторник 10 октября в рамках курса по патрологии прошла вторая встреча на тему «Дидахи». Это древнейший в истории Церкви катехизис, который компактно излагает основы веры Христовой, и предназначен для наставления приходящих в церковь. С греческого языка слово «дидахи» переводится как «учение двенадцати апостолов», автор этого произведения неизвестен, приблизительное время его написания – 70-е годы I века. Главными темами богословия Дидахи являются темы человеческого труда, поста и молитвы, тема о Крещении и Евхаристии. Особо выделяется важность единства христиан, а также отождествление членов Церкви с зёрнами, собранными и замешанными в один евхаристический хлеб.

В Дидахи описаны два пути человека – «путь жизни» и «путь смерти». По пути жизни человек отрицается зла, принимая Крещение, он соединятся с Христом и настраивает себя на постоянную борьбу со своими страстями. Он хранит в себе Дары Святого Духа, получаемые в таинствах, а если теряет, то со слезами покаяния снова обретает их. К этому призывает автор Дидахи в конце своего повествования.

Так как произведение не очень объёмное, собравшиеся на встречу совместно прочитали и обсудили каждую главу Дидахи. Спорным моментом стала следующая заповедь — «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад…», — и то, как она сочетается с другим правилом Дидахи – «Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать».

Интересно было узнать, как христианину следует относиться к пророкам, апостолам, а в наши дни – к священнослужителям. Всякого приходящего апостола следует принять как Господа, дать ночлег и питание. Кроме того, христианин должен отдавать пророку часть любой пищи, вина, елея, серебра, одежды и всякого имущества, а если пророка нет, отдать всё то же самое бедным.

Кроме того, из Дидахи становится понятно, что первые христиане жили общиной, исповедовались другу другу и всё, что имели, делили между собой. Но особенно присутствовавших на встрече поразил момент, в котором сказано следующее о Евхаристии: «Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается» — в этой фразе выразительно раскрывается ответственное отношение христианина в подготовке к Причастию. Дарья Большакова

Вторая встреча клуба «Патрология» была посвящена обсуждению «Дидахи» — древнейшего катехезиса. Это произведение, небольшое по объёму, достаточно ёмко и чётко даёт наставления христианам того времени, которые актуальны и для христиан сегодняшних. Часть наставлений является выдержками из Евангелия и уточнениями к ним, основанными на реалиях I века, другая — руководство по совершению Таинств и жизни Церкви.

Необходимым оказалось поделиться мнениями и обсудить некоторые моменты, которые неоднозначны. Как давать всякому просящему, но «пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь кому дать»? Зачем поститься за врагов, да и вообще за другого человека? Как ложь может довести до воровства? Благодаря дискуссии стало возможным прояснить эти и другие вопросы и прийти к согласию.

Участники встречи отметили единство первых христиан, которое видно из «Дидахи» и которое, увы, сложно представить в наши дни: «…если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном». Тема единства несколько раз звучит в произведении, Церковь сравнивается с хлебом, который состоит из многих зёрен, так и христиане образуют единую Церковь.

Интересно было узнать из соответствующих глав об ушедшем фрагменте жизни церковной общины — о том, как следует относиться к апостолам, пророкам и странствующим проповедникам, если они пришли в общину, и как отличить их от лжепророков.

Актуальные и сегодня наставления «Дидахи» напоминают и чётко показывают основы христианской жизни, что лишний раз подтверждает необходимость изучения древних писаний святых отцов. Елена Лепехина