«Чем ближе к смерти, тем чище люди». Мы перед лицом смерти наших близких

Димитриевское субботнее поминовение усопших
установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году.
Не случайно именно в субботние дни Церковь особо молится об усопших. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.
Люди, еще «не имущие упования» и веры во Христа, тоже совершают поминки по своим близким. Но атеистические поминки — это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете…

           ————————————————————————————

 «Чем ближе к смерти, тем чище люди».  Мы перед лицом смерти наших близких

(ко дню Димитриевской родительской субботы)

Сегодня и каждый год в последнюю субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского Церковь особо молится о всех усопших от века христианах. Димитриевское поминовение усопших установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году. Победа на Куликовом поле далась ценой того, что большинство русских воинов полегло в многочасовой сече. В течении восьми дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю Куликова поля холмы устроенных тогда братских могил.

Это поминовение усопших было приурочено ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского, поскольку он издавна почитался славянами как храбрый воин и твердый верой христианин. Кроме того, святой Димитрий Солунский был небесным покровителем святого князя Димитрия Донского, по инициативе которого и было установлена Димитриевская суббота.

***

Не случайно в Церкви именно в субботние дни особое место в богослужении отводится поминовению наших умерших близких. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.

Субботы, посвященные особой молитвенной памяти почивших, чаще всего называются родительскими субботами. Потому что первые, о ком человек вспоминает, молясь об умерших – это его покойные родители. Существуют Мясопустная и Троицкая родительские субботы, которые еще называют вселенскими, и сегодняшняя Димитриевская суббота. Особо поминают усопших и в некоторые субботы Великого поста.

Кроме того, поминовение почивших совершается на Радоницу и 9 мая в День Победы.

***

Наше большое счастье – иметь упование, надежду на то, что наши близкие с Господом будут. Люди же, еще не имеющие веры во Христа, о которых было сказано в сегодняшнем чтении Апостола: еще «не имущие упования» (1 Фессалоникийцам 4:13) – тоже совершают поминки по своим близким.

Но атеистические поминки – это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете. Это поминовение не в храме, а только за обеденным столом. Вот, все пришли домой от свежей могилы. Поднимается рюмка… И в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный безбожием, говорит: «Незачем молиться, некому и не о ком» (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие»)

В советский период появилась еще другая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Ведь сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали свою жизнь”. Но разум атеиста возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет?” К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами. И оставалось только скорбно молчать (см.: А. Ткаченко «Зачем поминать усопших?»).

У нас же, христиан, есть возможность обратиться со словами к своим усопшим, но не исчезнувшим близким. Есть возможность обратиться к Богу с молитвой об упокоении их душ!

Поэтому будем молиться не только в родительские субботы о дорогих нам людях. Никакие отговорки наподобие “некогда”, “недосуг” и тому подобные не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы будем лениться молиться за родителей, родственников и за тех крещеных и некрещеных людей, которых мы знали. Молиться дома и в храме.

***

Молитва об усопших нужна и для нас самих. Ведь одно из самых ярких отличий современной атеистической светской культуры, которая нас окружает – это неумение умирать. Нынешняя культура не выделяет в себе это время – “время умирать”, в отличие от культуры христианской. Неверующий человек постепенно подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и пытаясь забыть о том, что неизбежно его ждет. А ведь событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие»).

И, к счастью для нас: каждая смерть, с которой мы близко сталкиваемся, отрезвляет нас самих. «Чем ближе к смерти, тем чище люди», — поет один современный автор. Подумаем же сегодня о дорогих нам людях, которые ушли от нас в вечность. И, глядя на чужую смерть, будем помнить и о своей собственной     смерти… и о своей собственной встрече со Христом.