«Андрей Рублев» Тарковского

Для второй встречи киноклуба при нашем храме был выбран фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, снятый им в 1966 году. Несмотря на общемировую известность, многие данную картину никогда не видели, а современная молодёжь может даже не догадываться о её существовании. На просмотр собралось 9 терпеливых зрителей (продолжительность картины составляет почти 3 часа!), перед которыми с небольшими справками об иконописце, истории появления идеи и съёмках фильма выступили Дарья и Пётр Большаковы.

Затем свет погас, и на экране началось повествование о непростных временах в истории нашего народа. Выразительные художественные приёмы, подбор и игра актёров, содержание диалогов, многочисленные метафоры, напряжённость сюжета, вписанного в черно-белую тягучую кажущуюся безысходность — всё это приковало взгляды собравшихся, заставило буквально погрузиться в далёкий пятнадцатый век, забыв о дне насущном.

Фильм, состоящий из восьми новелл, повествует о разных этапах жизни, творческого поиска и духовного развития Андрея Рублёва, протекающих на фоне бедствий, постигших многострадальную Русь. Три часа пролетели почти незаметно, но оставили в душе ощущения прожитых героями лет, потрясений, потерь и открытий.
Говорить после фильма было сложно, ведь всё самое важное сказали с экрана герои Анатолия Солоницына, Николая Сергеева, Николая Бурляева. Чего стоит, например, диалог Андрея Рублёва со своим учителем Феофаном Греком:

Феофан Грек: Все глупости и подлости род человеческий уже совершил и теперь только повторяет их… Если бы Иисус снова на землю пришёл, его бы снова распяли!
Андрей Рублёв: Да уж конечно, если только одно зло помнить, то перед Богом и счастлив никогда не будешь… Ты думаешь, что добро только в одиночку творить можно?
Феофан Грек: …Добро! Да ты Новый Завет вспомни! Иисус тоже во храмах людей собирал, учил их. А потом они для чего собрались? Чтобы его же и казнить!..
Андрей Рублёв:…Конечно, делают люди и зло… Горько это… Продал Иуда Христа. А вспомни, кто купил его?.. Народ? Опять же фарисеи да книжники… Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские. Одна кровь — одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебренников. А на мужика всё новые беды сыпятся: то татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он всё работает, работает, работает. Несёт свой крест смиренно. Не отчаиваясь, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их?

Или мудрость того же византийского художника:

— За грехи наши и зло человеческий облик приняло. Покушаешься на зло — на человеческую плоть покушаешься… Бог-то простит, только ты себя не прощай. Так и живи меж великим прощением и собственным терзанием…

Отдельно зрители отметили следующую мысль, озвученную Андреем Рублёвым:

Сам ведь знаешь, не получается что-нибудь или устал, намучился. И вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился и всё легче сразу. Разве не так?

Режиссёр показал нам на примере отношений монахов, князей и простых людей средневековой Руси извечные грехи, повторяемые человечеством, и искушаемую ими душу ищущего правды и вдохновения великого иконописца. Многое пришлось пережить и переосмыслить Рублёву, прежде чем его талант воплотился в неповторимые шедевры, давшие свет надежды разобщённому и обескровленному народу.

Для нас же фильм Андрея Тарковского может стать кладезем мудрости, лекарством от уныния и очередным свидетельством необратимой победы добра и любви над злом, невежеством, завистью и предательством.

Текст подготовил Петр Большаков.