А где ваш Бог?… Ответ бессребреников Космы и Дамиана

(1/14 ноября)
Когда неверующий человек любой эпохи задает свой извечный вопрос: «где ваш Бог?», откровением о существовании Бога для него может стать только подлинно христианский поступок.
Люди, видя веру и бескорыстие своих целителей Космы и Дамиана, встречались с совершенно иным духом – духом Христовым.
Бессребреничество святых Космы и Дамиана, Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской и о. Иоанна (Крестьянкина) такое разное и такое похожее, потому что корень его один…

А где ваш Бог?… Ответ бессребреников Космы и Дамиана

В календаре Православной Церкви есть памяти трёх разных пар целителей (то есть врачей) Космы и Дамиана: Асийских, Аравийских и Римских. Как говорится в их житиях, все они жили в III веке. Церковные историки разделились во мнении, существовало ли в действительности три разные пары братьев Космы и Дамиана, или две, или одна. Однако то самое важное, что нам нужно знать о подвиге Космы и Дамиана, известно точно: братья были «врачами безмездными», «бессребрениками», то есть людьми, не бравшими за свой труд платы. Благодаря чистоте своей жизни они стали чудотворцами и совершали исцеления людей не только благодаря своим врачебным умениям, но и благодатью Христовой.

Житие святых Космы и Дамиана, память которых совершается сегодня, говорит, что они были греками и происходили из местности «Асия» в Малой Азии. Их мать, Феодотия, овдовев, решилась на всю жизнь остаться вдовой Она была не просто усердной христианкой, но настоящей подвижницей, поэтому Церковь прославила ее к лику преподобных, то есть, монашествующих святых.

Заботами Феодотии ее дети изучали грамоту, Священное Писание и врачебную науку. Косма и Дамиан восприняли заповедь Христову о любви к людям всем сердцем и решились оказывать врачебную помощь людям не зависимо от того, могут они заплатить за лечение или нет, и конечно, множество бедняков всегда окружало Косму и Дамиана, когда они переходили из города в город.

Только один раз Дамиан нарушил данный братьями обет ничего не принимать в благодарность за лечение, потому что исцеленная ими женщина просила принять её дар – три яйца – во Имя Святой Троицы. Косма узнал о том, что Дамиан принял дар за лечение, огорчился и сделал завещание, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Но в ту же ночь Косме явился Господь и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради просьбы женщины в Мое имя».

Безвозмездное служение Космы и Дамиана незнакомым людям было тяжелее и выше, чем добросовестное, но оплачиваемое выполнение нами какой-либо работы. Их служение было выше и чем безвозмездная помощь друзьям и родственникам, от которых мы так или иначе получаем ответное «воздаяние». Так братья исполнили слова Христа: «Когда устраиваешь угощение», «не зови друзей твоих, ни родственников твоих,… ни соседей богатых, чтобы… не получил ты воздаяния. Но… зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе…» (см.: от Луки 14:12-14).

Конечно, братьям-бессребреникам нужно было на что-то жить, и, возможно, они занимались еще одним, неврачебным, трудом и получали за него деньги или в каждом городе останавливались в доме «достойных людей» (ср.: от Матфея 10:11) и находились на их иждивении.

Но, в любом случае, какую же нужно было иметь веру, чтобы решиться опереться в своей жизни не на стабильность своего заработка, а на обещание Господне: «блажен будешь, что… [нищие] не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе…» от Бога!

И Господь и даровал бессребреникам то, к чему они стремились: «мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17), которые в самых неопределенных жизненных обстоятельствах делают человека счастливее, чем в степенном мещанстве. Мещанство всегда оправдывает своё вещелюбие и теплохладность стремлением «жить достойно» и «благоприлично». Об опасности подменить таким удобным, «розовым христианством» следование Христу всей своей жизнью пишет святой апостол Павел. От лица апостолов он укоряет за это древних коринфских христиан: «[Братия!]… Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии… Мы как отребье для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу это, но… умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Коринфянам 4:9-16)».

Святые же бессребреники Косма и Дамиан, как могли, подражали Христу, и на них исполнилось то, о чем священник молится на литургии Василия Великого: «…Воздаждь им богатыми Твоими и небесными дарованиями, даруй им вместо земных – небе́сная, вместо временных – ве́чная, вместо тленных – нетленная» (см.: лит. св. Василия Великого, евхаристический канон).

Братья-бессребреники обрели не только внутренний «мир и радость во Святом Духе», но и получили от Бога дар исцелять людей чудесным образом. Этот дар отнюдь не сделал их жизнь легче: количество желающих исцелиться стало еще больше.

По той причине, что братья исцеляли благодатью Божией, они не принимали вознаграждения не только от бедняков, но и от богатых. Ведь раздаваемая братьями благодать исцелений принадлежала Богу. А какой, пусть самый состоятельный, человек может «заплатить» Богу?! Своей благодатью чудесных исцелений и нестяжательством Косма и Дамиан были подобны апостолам, которым Христос дал благодать изгонять нечистых духов и «врачевать всякую болезнь» и заповедал: «…Даром получили, даром давайте» (от Матфея 10: 1, 5, 7, 8).

Святые Косма и Дамиан лечили людей бескорыстно еще по одной причине: они хотели, чтобы их бессребреничество было живой проповедью о Христе. «Лучшим благом для нас будет, если Вы уверуете во Христа, Который и даровал Вам здоровье через наше лечение», — говорили Косма и Дамиан людям. — «Пусть Вашей благодарностью будет не плата за лечение, а жизнь для Бога». И люди, живущие по законам мира сего, видя веру и бескорыстие своих целителей, встречались с совершенно иным духом – духом Христовым.

Если мы посмотрим на примеры совершенно разных святых, то увидим, что в основе их святости лежит такое же, как у Космы и Дамиана, следование заповедям Христовым: всей жизнью, без оговорок и оглядки на «общераспространенную» планку благочестия, которой, якобы, «и так достаточно». Например, святой отец Иоанн Кронштадтский всего себя отдавал на служение брошенным, опустившимся и далеко не расположенным к покаянию людям; блаженная Ксения Петербургская добровольно оставила дом и приняла на себя всевозможные лишения жизни на улице, чтобы вымолить своего мужа, умершего без покаяния.

Бессребреничество святых Космы и Дамиана, Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской и о. Иоанна (Крестьянкина) такое разное и такое похожее, потому что корень его один: любовь к другим.

Вспоминается пример еще одного бессребреничества – пример из жизни отца Иоанна (Крестьянкина), Хозяйка комнаты, в которой он жил, еще будучи в миру, выкроила из своих скудных средств денег на тесто, принесла домой, а оно оказалось негодным. Она очень переживала. И отец Иоанн купил у своей хозяйки это тесто и потом потихоньку выбросил. Эта его бескорыстная помощь, подобно бессребреничеству Космы и Дамиана, совершила переворот в душе человека – будущей келейницы отца Иоанна. Она рассказывала: «Услышав как-то про этот случай, я задумалась: либо у отца Иоанна, либо у меня с головой что-то не так. Обдумала – и с тех пор стала присматриваться к нему, прислушиваться к его словам».

…Когда неверующий человек любой эпохи задает свой извечный вопрос: «а где Бог?», откровением о существовании Бога для него может стать только подлинно христианский поступок. «По тому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь…» (от Иоанна 13:35), — говорит Господь, и об этом нам говорит пример бессребреников всех веков. Сколько таких подлинно христианских поступков совершили мы?