Монах Феофан

Дорогие братья и сестры!

В жизни нашего прихода сегодня произошло очень важное событие. Мы порой говорим, что наш приход вырастил несколько священнослужителей. Сегодня же родился,  а если говорить языком святоотеческих писаний: «умер для мира Илья, но родился монах Феофан».

Многие наши прихожане хорошо знают Илью Друганова. В нашем приходе он начал путь своей церковной жизни: учился читать на клиросе, помогал в алтаре и по хозяйству. Горячее желание получить богословское образование привело его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где сформировался выбор его дальнейшего служения Богу. Сегодня, по окончании Всенощного бдения в храме Духовной академии, епископом Амвросием, ректором духовных школ, был совершен монашеский постриг, и наш Илья стал монахом Феофаном.

Собираясь на монашеский постриг, еще днем, я ощутил необыкновенное чувство духовного трепета, волнения и ликования, о чем поделился с отцами нашего прихода. Мне показалось, что на какое то время я случайно попал на волну нашего Ильи и пережил те же чувства, что и он.

Когда закончился постриг, величественный и волнительный, мы подошли к новопостриженному брату Феофану. Он светился какой-то беспредельной радостью. От всего сердца желаю монаху Феофану крепости и помощи Божией на выбранном пути. Сегодня, в канун Дня Святых Архангелов и Ангелов, вручили ему крылья ангельские, и укрепи его Господь!

Настоятель храма, прот. Евгений Палюлин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Слово архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенная после монашеского пострига в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 ноября 2017 года.

Дорогие во Христе Иисусе, Господе нашем, братья Иоанн, Феофан и Павел!

Перед Богом и Церковью ныне вы произнесли обеты, которые навсегда остались в памяти вечности. По любви ко Христу вы избрали образ жизни, способный помочь каждому из вас сделать монахом своего внутреннего человека. Не освобождение от забот, а путь соединения с Богом поставили вы правилом жизни и облеклись в монашеские одежды, дабы от образа перейти к подобию.

Вы продолжите жить и учиться в нашей академической обители, которая даст вам уединение в келье. Но это уединение – не бегство от людей, а возможность найти их в Боге.

Монаху необходимо быть физически одному, потому как целостность, к которой он стремится, требует уединения. Монах уединяется не ради самолюбия и отказа от мирских обязанностей, но ради стремления к очищению своего сердца от страстей. Уединение в келье должно научить вас уединяться в клети своего сердца, чтобы уйти от всего того, что возбуждает страсти, через которые приходит смерть, отделяющая человека от Бога.

Соблазном современного человека стало погружение в толпу, бегство в безбрежное море безответственности, где коллективное начало безудержно стремится обратить личность в бесформенную и обезличенную массу.

Одиночество монаха – это жилище личности, внутреннее уединение, которое возможно лишь тому, кто имеет должное отношение к другим людям. Келья и храм – это те мастерские, где будет происходить огранка ваших сердец; это мастерские святости монаха.

Святость дает зоркость сочувствия, избавляет от бремени осуждения, вызывает добро в других людях сочувствием, любовью, милостью, прощением, ведь человек с исцеленным умом и искорененными страстями становится милостивым ко всему творению.

Святитель Григорий Палама называет монашескую жизнь апостольской. Помните, что апостолы богословствовали не при помощи размышления, воображения или логических построений – они богословствовали как рыбаки, обладающие даром Пятидесятницы.

Знание Бога – это не плод рациональных размышлений, но откровение Самого Бога. Истинный монах держит свой ум чистым, соединив его с сердцем. И только таким сердцем можно узреть Бога. Вся жизнь монаха предназначена для того, чтобы воссияли в нем евангельские блаженства. Потому, пребывая в своей келье, развивайте умную силу души Иисусовой молитвой, вкушением мудрости Священного Писания и опыта святых отцов, достигших обожения, умервщляйте тело и будьте прилежными в молитве и в смирении. Для того, кто правильно пребывает в уединении, келья становится пристанищем целомудрия и духовной нищеты.

Монашеская жизнь – жизнь постническая. Святитель Григорий Палама призывает: «Молю, не дадим здесь послабление постам и молитвам, слезами и всеми способами будем призывать Его (Христа) до тех пор, пока Он не приблизится и не излечит нас». Пост – это составная часть исцеления человека. Не забывайте, что православное богословие – это наука об исцелении и образ жизни. Помните, что Православная Церковь не принимает богословия вне православного подвижничества.

Важной частью вашего монашеского делания становится послушание. Множество опасностей подстерегает монаха, вышедшего за пределы доверия и послушания своему духовнику. Древо познания добра и зла до сих пор продолжает соблазнять человека, а коварный дьявол постоянно ищет нашей беззащитности, дабы подвергнуть опасности падения. Живите и действуйте по благословению. Оно не раз будет спасать вас в жизни.

Сегодня, братья Иоанн, Феофан и Павел, вы произнесли перед крестом и Евангелием обещания. Эти слова – не красивое обрамление чинопоследования пострига, а ваши добровольные обещания верности Христу до смерти. И в них – все серьезно и страшно в каждой детали. Святой Григорий Палама говорит, что если афонский монах живет несогласно монашеским обетам, «имеет собственность, которую он принес из мира или приобрел в монастыре, значит он не удалился от мира… и само место оскверняет». Значит, он оскверняет Святую Гору. И лишается самой возможности стать святым. Поэтому помните, что главное – не жить в определенном месте, а образ жизни.

Монашеской жизни по примеру святых пусть научат вас бесценные послания и творения ваших небесных покровителей – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Феофана Затворника и святого первоверховного апостола Павла. Их молитвами и предстательством ваших Ангелов-хранителей да сподобит вас спасительной покаянной жизни и вечной радости пребывания в славе Небесного Отца.

Аминь.

Источник сайт Санкт-Петербургской Духовной Академии