О добром самаринянине

Воскресная проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором Господь обличал некого законника, человека, который «профессионально» знал Закон. Но, к сожалению, как и все законники, превратно его толковал.

Он спросил Христа, как ему наследовать вечную жизнь, на что Господь предложил ему ответ из Закона: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:25). Собственно, эта ветхозаветная заповедь, старая как мир, была актуальна во все времена. Однако изолированное от враждебного мира древнее иудейское сообщество было вынуждено применять его преимущественно только по отношению к соплеменникам. И, поскольку грубые нравы грубого народа не всегда позволяли любить сердцем, то Закон часто был вынужден работать на предотвращение преступления против собрата — еврея. Например, заповедь «око за око, зуб за зуб» (Лев.24:20) на первый взгляд очень варварская, противоречащая самому духу любви, заповедь. Но в древнем сообществе она в каком-то смысле вынуждала жестоких людей проявлять любовь друг к другу, потому что всякий знал, что если он выбьет зуб своему соплеменнику, то непременно лишится своего. Таким образом, хоть и невольно, но ближнего приходилось любить, как самого себя. Во всяком случае это действовало очень отрезвляюще и позволяло контролировать необузданность эмоций.

Но при этом, мы так же знаем, что Господь  сказал своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин 13:34). Что же Он имел в виду, когда сказал, что она новая? Господь это пояснил в  притче о добром самарянине.

Дело в том, что новозаветная заповедь о любви требует от человека любить ближнего не по велению закона, а по влечению сердца. Также как поступил добрый самарянин по отношению к иноплеменнику. Священник и левит прошли мимо умирающего иудея, в частности потому, что не хотели от него оскверниться, думая, что он уже мёртв. Так требовал Закон. Например, в современной Индии можно увидеть подобную картину: если кто-то будет умирать на улице, то скорее всего прохожие пойдут мимо, переступив через него. Такова их религиозная идеология. Они верят, что мучениями этот несчастный изглаживает карму. Помочь ему — помешать возможности переродиться в новой жизни во что-то более пристойное.

И, если даже соплеменники священник и левит прошли мимо, имея подобные идеологические заблуждения, то презренный самарянин имел полное право вообще не останавливаться. Однако он поступил наиболее человечно и милостивно, без всяких предписаний.

Именно о такой безусловной заботливой любви учил Господь. Эта любовь не ищет оправданий отказывать в помощи никому, даже врагу. «Любите врагов ваших» (Мф 5:44), — говорит Господь. Всякий, кто нуждается в нашей милости, и есть наш ближний. Об этом Христос сказал не только законнику, вопросившего Его, но и всем нам.

Аминь