Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

(день памяти: воскресенье, ближайшее к 7 февраля)

Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости. Другие новомученики  совершали ошибки, просто пытались выжить и без радости шли на смерть. Но шли, и умерли за Христа.

В чем была причина преследований христиан и Церкви советской властью?  Христианин верит в Бога как в Истину, а значит, никакую человеческую идеологию в качестве абсолютной истины не призна́ет. И каким бы лояльным по отношению к большевистской власти, как гражданин, ни был верующий человек, уже просто в силу своей веры в Иную Истину он рассматривался большевиками как враг…

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, писал из камеры приговоренных к смерти: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать [то], что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».

По бесчеловечности зверств, которые устраивали большевики, люди XX века, их гонения не уступали гонениям древних язычников. И в советское время Русская Православная Церковь явила множество святых новомучеников и исповедников. Среди них – архиереи, духовенство, монашествующие и миряне.

В чем же была причина преследований христиан и Церкви советской властью?

Христианин верит в Бога как в Истину, а значит, никакую человеческую идеологию в качестве абсолютной истины не призна́ет. Тем более, христиане не могли принять большевистскую идеологию – плод гордого человеческого разума, дерзнувшего определять, в чем заключается благо человечества. И каким бы лояльным по отношению к большевистской власти, как гражданин, ни был верующий человек, уже просто в силу своей веры в Иную Истину он рассматривался большевиками как враг (см.: свящ. А. Мазырин).

Во все века тех из христиан, кто был убит за исповедание своей веры, прославляли в лике мучеников, а тех, кто претерпел лишения и страдания за свою веру, но остался в живых, относили к лику исповедников. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века.

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, из 20-ти лет жизни при советской власти перенес 15-ть лет тюрем и ссылок. Однажды сотрудник органов госбезопасности предложил митрополиту Кириллу возглавить Русскую Церковь в сане Патриарха, с условием, что в будущем кандидаты во епископы будут выбираться по указке безбожной власти. И владыка ответил: «Вы не пушка, а я не бомба, которой Вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». В 1937 году митрополит Кирилл (Смирнов) был расстрелян.

Судьбой же исповедника была судьба священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В са­мый раз­гар ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды 1920-х годов он, про­фес­сор, глав­ный врач боль­ни­цы го­ро­да Таш­кен­та, становится священником.  Будучи епископом, он подвергался арестам, пыткам и ссылкам в течение 9 лет. Однако он открыто носил рясу и в больнице, ни в тюрьме, и на улице, открыто молился перед совершением операции и в тюремной камере.

Нужно сказать, что целый ряд святых, прославленных в сонме новомучеников и исповедников XX века, советская власть преследовала и убивала не за веру в Бога, а по политическим причинам. И подвиг этих людей заключается в их христианском поведении в тяжелых жизненных обстоятельствах, а в конечном счете – перед лицом смерти. Таким образом, эти святые являются не мучениками, а страстотерпцами.

Таким, по сути, страстотерпцем, был первый по времени смерти страдалец Русской Церкви XX века, царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. Вместе с другими священниками он участвовал в крестном ходе и молебне о прекращении междоусобной брани в 1917 году в городе Царское село (теперь – город Пушкин). Вскоре священники были арестованы красногвардейцами по политическим мотивам: священников подозревали, что они, якобы, молились за победу белогвардейцев. После допроса другие священники были отпущены, отец Иоанн же запротестовал о своем аресте и пытался все разъяснить. Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его. Так мирная молитва отца Иоанна закончилась его смертью.

Страстотерпцами были и члены царской семьи. Святые царь Николай и его семья перенесли политические преследования, заключение и издевательства с глубоким смирением и терпением и мужественно приняли смерть.

Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника.

А были и такие христиане, которые, ради сохранения своей жизни, соглашались написать донос на своего ближнего. Казалось бы, Христа они не предавали? Но они предавали свою христианскую совесть. И порой получалось так, что подвижники умирали, а предатели оставались в живых и разлагали Церковь. В этом – зловещая сторона советских гонений, та изворотливость, с которой диавол действовал против Церкви руками советских безбожных гонителей.

Помолимся же Богу об упокоении всех, кто не выдержал тех страшных испытаний и предал своих ближних. И поклонимся тем чадам Русской Церкви, которые сохранили себя. Кто-то из этих новомучеников, исповедников и страстотерпцев был при этом примером мужества и мудрости. Другие новомученики совершали ошибки, просто пытались выжить и без радости шли на смерть. Но шли, и умерли за Христа.

Вот имена только некоторых, самых почитаемых, новомучеников, исповедников и страстотерпцев:

Мученики:
  • Петр (Полянский), митрополит Крутицкий; Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Серафим (Чича́го́в), митрополит Ленинградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; единовереческий епископ Симон (Шлеев);
  • священники Иоанн Кочуров, Философ Орнатский, Владимир Амбарцумов и Петр Скипетров, памятная доска которому находится на месте его убийства в здании Санкт-Петербургской епархии;
  • монахи Лев (Егоров); Оптинский старец Исаакий (Бобраков); великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара;
  • миряне Михаил Новоселов и Татьяна Гримблит;
Исповедники:
  • Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси, Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский; Николай (Могилевский), митрополит Алматинский, Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский;
  • монахи, Оптинские старцы, Никон (Беляев), Нектарий (Тихонов) и Анатолий (Потапов), Карагандинский старец Севастиан (Фомин).

И святые Царственные страстотерпцы.

Более подробно о некоторых новомучениках можно прочитать здесь.