Адамово изгнание и наше возвращение длинною в Великий пост

Неделя Сыропустная

«На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе… Если забуду тебя, Иерусалим, пусть ослабеет рука моя. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим главной радостью моей» (Псалом 136:1,5-6).

Эти слова 136-го псалма передают плач ветхозаветных иудеев, уведенных из Иерусалима, от святой для них Сионской горы, в плен в чужую страну Вавилон.

И этот псалом не случайно пелся вчера на последнем все́нощном бдении перед Великим постом. Потому что этот псалом образно описывает состояние всех людей и пробуждает в нас переживание потери того Небесного Иерусалима, ради обретения которого мы и вступаем в Великий пост.

Древний Иерусалим – это образ рая, Небесного Иерусалима, которого лишился первый человек Адам, когда согрешил. И в его лице все человечество оказалось в изгнании в стране Вавилон – на той земле, которая взращивает нам терния и волчцы, на которой в поте лица своего ест человек хлеб, и затем возвращается в землю, из которой был взят (см.: Бытие 3:18-19).

Тоскуем ли мы по нашему Небесному отечеству так, как тосковали по Иерусалиму иудеи? Насколько мы стремимся и горим желанием вернуться в утраченный рай, снова слышать рядом с собой «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Бытие 3:8)?

Когда у нас нет больших проблем, мы бы очень хотели навсегда остаться в том земной жизни, в которой оказались и в которой сейчас живем. Мы забываем, что мы не в силах зафиксировать для себя это состояние навечно, и разрыв наших привязанностей произойдет в момент смерти, которой заканчивается наша земная жизнь.

Часто мы видим в пище, долгожданном отпуске, в предстоящей встрече с друзьями, в новой покупке наше единственное утешение. И не важно, что у кого-то покупки – за миллион, у кого-то – только за 100 рублей; важно, что в них мы часто видим свое единственное утешение.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:21), — говорится в сегодняшнем Евангельском чтении. В преддверии Великого поста радуемся ли мы наступающей возможности обрести утраченную чистоту сердца и силу духа? Или мы больше тоскуем по яичнице и мясу и по походам на концерт? Тоскуем, что наступает унылое время воздержания, а время светлых земных утешений проходит?

Однако в сегодняшнем чтении из Апостола святой апостол Павел утверждает, что все наоборот: «ночь — прошла, а день – приблизился; итак,… облечёмся в оружия света»! «Наступил уже час пробудиться нам от сна». И еще говорит очень важные слова: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Римлянам 13:12, 11, 14).

Предстоящий Великий пост дает нам возможность через ограничение себя в естественных «попечениях» о своей «плоти», в пище и земных утешениях, – разорвать свою духовную зависимость от них. Дает возможность научиться не оправдывать свои греховные похоти и излишества своими естественными потребностями.

Насколько во время поста мы ограничим наше сердце в его обычных привязанностях, настолько мы освободим его для Бога и Его благодати. Настолько исполнение заповедей Божиих станет нам в утешение и радость. Настолько нашим сокровищем и нашим утешением станет Сам Бог, Который сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Второзаконие 8:3, Матфея 4:4).

***

В одном из песнопений уходящей Сырной седмицы есть такие слова: «Открылось поприще Богом данного воздержания, светло встретим [его], нуждаясь в милости. Потому что жаждет Благо-утробный [Господь] нашего спасения, и протягивает Свою руку, чтобы дать прощение тем, кто ищет Его усердно, и с любовью работает [Ему]» (Постная Триодь, Сырный Четверг, утреня, 1-й канон, 8-я песнь, 3-й тропарь).

Пусть же светлая тоска по Богу, по богообщению, по нашему Небесному отечеству наполнит наши сердца сегодня, когда мы вспоминаем Адамово изгнание из рая. А завтра каждый из нас вступит, если захочет, в Великий пост, который дает нам все средства, чтобы вернуться в рай и обрести Царствие Небесное внутри себя еще здесь, на земле (см.: Луки 17:21).