Путевые заметки. Карелия 2020

Предлагаем нашим уважаемым читателям небольшой очерк о поездке в Карелию летом 2020 года в составе 5 семей нашего прихода. Расскажем о дороге, о быте, о красотах, о людях, и обо всём остальном понемножку.

Трудно найти в нашем городе человека, который не был бы наслышан о красотах Карелии. В моей жизни этот край занимает особое место, так как в детстве я каждое лето проводил у бабушки и дедушки в одной северной карельской деревеньке, недалеко от Белого Моря. В этом году мы, наконец, созрели и бросили клич среди наших друзей! Откликнулись лишь семьи из нашей Воскресной школы, мы собрали команду и 10 июля выдвинулись покорять Карельские красоты, и даже, иногда, высоты! Нас собралось 20 человек: 10 родителей, 10 дней, и поездка наша, нареченная Экспедицией, продлилась 10 дней.

В день выезда, 10 июля, мы встретились на одной из АЗС на трассе «Кола», которая была уже давно нами выбрана как точка встречи группы. Первое знакомство всех, кто не знаком, выход на радиосвязь и мы, с Богом, отправляемся в путь! Первая наша остановка — г. Сясьстрой. Сам по себе городок приятный, имеет красивый парк на берегу р. Сясь. Нам же, в этот день, парк был не интересен. Зато было необходимо дождаться нашего пятого участника, а в процессе ожидания — небольшой перекус на Автостанции. Там уже много лет работает приятное кафе с очень вкусной выпечкой, и в этот раз сясьстройские пекари нас тоже не разочаровали!

Соединившись всем составом, мы выдвигаемся дальше, в сторону Введено-Оятского монастыря. Место очень красивое, расположено в 10 минутах езды от трассы, а самое главное — там погребены родители преп. Александра Свирского, к обители которой мы имели намерение добраться к обеду. Поклонившись и помолившись преп. Сергию и Варваре, мы по традиции посетили берег р. Оять, и вдохновившись красотой Божьего мира, отправились в дальнейший путь.

Следующей нашей точкой был Александро-Свирский монастырь, а точнее стоянка на берегу Рощинского озера, практически напротив монастыря. Стоянка там достаточно известная, и я опасался, что она может быть занята. Но Господь милостив, и стоянка была свободна! Мы стали ставить лагерь, пока восхищённые лесом дети бегали среди сосен и кушали чернику. Палатки стоят, костёр горит, вода кипит — а это значит, что первый день нашей Экспедиции подходит к своему благому завершению.

Второй день встретил нас небольшим дождём, но мы не изменили своему намерению, и почти полным составом отправились на литургию в Александро-Свирский монастырь! Причастившись, и немного промокнув, мы вернулись в лагерь, где нас ждал уже вкусный обед! Однако дождь продолжался практически весь день, изрядно нас утомив, и вложив в наши сердца переживания о том, как же мы ещё 8 дней будем жить в лесу.

Рисуем флаг!

Третьй день начался без дождя! Это было очень здорово, так как нам предстоял насыщенный переезд и поиск стоянки на берегу Онежского озера. Позавтракав и свернув лагерь, мы отправились в путь. Хотели заехать в Мандроги — туристическую деревню с уникальными объектами деревянного зодчества. И уже свернув на грунтовку к деревне, мы связались с ней и узнали, что она закрыта для посещения. Небольшой крюк по грунтовке совершенно не испортил нам настроение, но у нас впереди было еще одно серьёзное препятствие — паром через р. Свирь, и мы очень хотели успеть на него вовремя (он отправляется каждые 2 часа), и поэтому поспешили продолжить путь. Паром находится в п. Вознесенье, в этом месте месте р. Свирь вытекает из Онежского озера. Последние 15 км пути пролегали по очень узкой дороге, мы волочились за большим междугородним автобусом, а я думал, что если этот автобус заедет на паром, то нам места там уже точно не хватит! Однако автобус решил остаться на нашем берегу, а мы за 15 минут до времени отправления уже стояли в очереди на переправу. Все разбежались, кто-то пошёл в магазин закупить недостающую провизию.

Во время погрузки один наш экипаж зазевался и не попал на паром. Это было неприятно, так как следующий рейс был через два часа, а связь обещала отсутствовать в тех местах, куда мы направлялись. На наше счастье на том берегу скопилась большая очередь, и паром не стал ждать утверждённого времени, а сразу погрузился и отправился в обратный путь. Благодаря этому, уже спустя час наши друзья были на нашем берегу. Поездка на пароме всем очень понравилась! Красиво, интересно, необычно, насыщенно, колоритно!

Собрав совет на другом берегу, мы решили разделиться в поисках стоянки. Нам досталось достаточно сложное для разведки место. Бросив машину у размытой дороги, я отправился на разведку пешком. В итоге на берегу я нашёл отличную стоянку и несколько отдыхающих, которые к вечеру планировали покинуть это место! И всё бы хорошо, но не было никакой связи с остальными! Радиосвязь тоже не работала, так как сантиметры на карте превратились в километры леса между нами. Вернувшись к машине, мы отправились к нашей точке сбора — деревне Щелейки, к чудесному древнему памятнику деревянного зодчества храму Дмитрия Солунского. Там мы встретились с другой командой «разведчиков». В самой деревне есть отличный пляж, но так же и большое количество отдыхающих, поэтому мы отправились все вместе на найденную мной стоянку. По дороге мы всё-таки вышли на связь с ещё двумя машинами, передали им координаты стоянки и отправились покорять карельское бездорожье.

Такая дорога ждёт вас от Вознесения и почти до самого Петрозаводска

Третий экипаж разведки принёс неутешительные вести — их дорога совсем заросла и они еле выбрались из леса! Наша новая стоянка располагалась в очень красивом месте, на берегу Онежского озера. В обе стороны тянулся прекрасный песчаный пляж, светило солнце, и было ощущение, что мы приехали не на север, а на юг. К нам прилетели знакомиться местные жители, комары, но достаточно быстро они потеряли к нам интерес. Поставили лагерь, приготовили обед, и жизнь наладилась! Следующий день был днём покоя, мы купались в ледяной воде, рыбачили, спали и, конечно же, ели!

По вечерам небо и вода сливались воедино
Карельские блины — самые вкусные!

Отдохнув и насладившись красотами северного озера, мы двинулись в дальнейший путь. Дорога пролегала по грейдеру, была не очень приятной, но вполне терпимой. В первую очередь мы посетили деревянную церковь Дмитрия Солунского в пос. Щелейки, которая была нашей точкой сбора два дня назад.

Дальше наш путь лежал в ансамбль Гиморецкого погоста. На территории храма проводились реставрационные работы, но мы смогли попасть в храм. По нему видно, что регулярные службы не совершаются, но в алтаре стоял престол, а значит богослужебная жизнь имела место быть. Храм находится в очень живописном месте, на вершине холма, и дорога к нему идёт по полю.

Ансамбль Гиморецкого погоста

Следующим пунктом нашего пути была хлебопекарня в пос. Шелтозеро. Сама она была закрыта, зато мы купили свежий хлебушек и мороженое в соседнем магазине, подкрепились и отправились дальше. Справа по маршруту следования располагался посёлок с интригующим названием «Кварцитный» и современным деревянным храмом Ионы Яшезерского, который мы осмотрели. Прокатились по Набережной улице и вернулись по трассу, отправившись в Петрозаводск.

Фотография из открытого источника

Столица Карелии встретила нас солнечной погодой. Не без приключений мы добрались до точки сбора. У одного из экипажей пропал Интернет, нарушилась работа навигатора, они попали в руки доблестных сотрудников ДПС, но Божией Милостью всё обошлось хорошо! Мы встретились недалеко от набережной и следующие три часа гуляли по центру и набережной прекрасного города Петрозаводска! Всех не покидало ощущение, что мы приехали не на север, а на юг, настолько погода и архитектура города напоминала нам о городах Крыма и Краснодарского края!

Всё хорошее когда-нибудь кончается, закончилась и наша прогулка по Петрозаводску, но лишь для того, чтобы уступить место новым эмоциям! Наш путь лежал в кемпинг Лукоморье близ водопада «Кивач». Это место мы выбрали по двум причинам: Во первых хорошо бы уже было сходить в нормальный душ. И во-вторых — весь следующий день мы предполагали ездить по округе, и палатки надо было оставить под чьим то присмотром.

Кемпинг не произвёл на нас особого впечатления, палаточная зона находится в небольшой низине в окружении леса, и локация конечно проигрывала всем нашим предыдущим стоянкам. Но мы были уставшие, и свое предназначение стоянка исполнила. Душ, туалет, кухонная зона, огромная мангальная беседка — всё это было в нашем распоряжении. Как и люди, по которым мы не очень то скучали в предыдущие дни.

Новый день отправил нас на водопад Кивач. Я особо ничего от водопада не ожидал, и сам водопад меня и не удивил. Но зона вокруг хорошо благоустроена, гулять приятно, есть интересный магазин сувениров и прекрасный музей с интересными экспонатами. В музее было представлено множество насекомых, и мы провели там времени больше, чем на самом водопаде.

Палеовулкан «Гирвас» — так назывался наш следующий пункт маршрута. Честно говоря, от него я тоже не ожидал особых эмоций, но это место смогло нас удивить! Здесь одновременно собрались: река, гидроэлектростанция, чудесный ландшафт и остатки вулкана. Чудесный вид, а главное возможность полазить по всей этой красоте увлекли нас надолго!

Мы проголодались, перекусили в небольшой обеденной зоне на берегу реки и разделились — половина состава отправилась обратно, так как дети сильно устали от таких прогулок. Самые же смелые отправились дальше, в посёлок Марциальные воды.

Марциальные воды были основаны Петром 1 как первый лечебный курорт России. Вода, которая проистекает из-под земли сильно насыщена железом, и поэтому имеет лечебные свойства. Это было замечено ещё при царе, и царю об этом доложили. Он приехал сюда лично, основал церковь ап. Петра и место это получило большую известность. Всё это, и многое другое мы узнали от сотрудника местного музея, в ведении которого находится сейчас и эта церковь, сохранившаяся до наших времен. В самом же посёлке действует приходской храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», который мы тоже посетили, очень удачно попав ко времени его открытия. Испили лечебной воды, и отправились в последнюю точку — город Кондопога.

В самом городе интересного мало, мы посетили церковь Рождества Богородицы, покатались по городским улочкам и вернулись в лагерь. На следующий день предстоял большой переезд и вновь поиски стоянки!

Новый день встретил нас небольшим дождём. Собрав мокрые палатки мы отправились в путь! Мы достигли самой северной точки нагего маршрута и теперь наша дорога была на юг, в район водопада «Белые Мосты». Изначально мы хотели попасть в кемпинг около Рускеалы, но мест в кемпинге не было, и нам предстояло найти стоянку на следующие два дня. Проехав 2/3 пути сделали небольшую остановку в районе Ведлозеро на перекус. Интересная на карте точка оказалась заброшенным колхозом. Место очень колоритное, а главное что мы немножеко размялись и отдохнули, так как позади уже было 250 километров пути.

Далее мы возлагали надежды на пристанище у оз. Сюскюярви. Ради него мы сделали небольшой крюк по разбитой дороге, проехали вдоль озера, но стоянки были или заняты, или не подходили нам. Учитывая, что мы уже были изрядно уставшие, нам уже очень хотелось побыстрее где то остановится. Из прошлого года я помнил, что по дороге к самим водопадам была стоянка на берегу озера. Учитывая, что то место хоть и находится в глуши, но достаточно популярно у туристов, мы не сильно надеялись на успех. Прибыв на место мы увидели, что огромная стоянка совершенно свободна, и недолго думая мы стали разбивать лагерь! Пока одна наша половина готовила ужин, вторая половина отправилась на водопад, тем более он был совсем близко!

Водопад «Белые мосты» вновь произвёл на нас впечатление! Огромные перепады высот и полная неблагоустроенность (в хорошем смысле) этого места завораживали! Погуляв и насладившись шумом и видом воды, мы вернулись в лагерь, по дороге загрузив в багажник дров, так как на стоянке дров не было. Ужин, ночь, новый день и новые приключения!

Вид на такой красивый луг открывался с нашей стоянки
Маленькие дети уложены, а значит пришло время посиделок у костра

На следующий день мы отправились в Сортавалу по самой живописной части нашего маршрута. Самым главным зрелищем для нас стало, конечно же, отбытие «Рускеальского Экспресса» в Рускеалу. Когда видишь настоящий паровоз, который не просто стоит, а тянет состав, то преисполняешься восторгом! Как он шумит! Как он свистит! Этот звук пробирает тебя до костей! Проводив счастливчиков, которые на этом поезде отправились в Рускеалу, мы продолжили прогулку по городу.

Мы посетили ландшафтный парк Ваккосалми, который представляет из себя возвышенность, с которой открывает отличный вид во все стороны! И с него было даже видно, как потихоньку удалялся столб чёрного дыма «Рускеальского Экспресса». Чудное и спокойное место!

После парка мы погуляли по городу и решили посетить соседний остров Риеккалансаари. Наше внимание привлёк как сам остров, прилегающий к городу, так и церковь Николая Чудотворца, которая стояла прямо на берегу. Оказавшись на месте мы поняли, что это не просто храм, а подворье Валаамского монастыря. Сам храм был закрыт, мы погуляли вокруг и стали собираться в обратный путь, когда увидели табличку с интригующей надписью «Тропа священника». Конечно же, мы не могли пройти мимо такого приключения, и отправились эту тропу искать и покорять. Вскоре мы увидели ещё одну табличку, после чего тропа стала подниматься в гору.

Покушав чернички мы поднялись на вершину горы, с которой открывался прекрасный вид на храм, на Ладогу, и на Сортавалу. Там стоял крест и была скамеечка, на которой уставшие путники смогли немного передохнуть. Набравшись сил и поклонившись кресту мы отправились в обратный путь, и благополучно вернулись обратно в лагерь. Дорога заслуживает отдельного внимания — она прилегает по живописным местам, петляя по берегу Ладожского озера и меж ладожских шхер. Остановились у ГЭС Ляскеля, посмотрели, как р. Янисйоки низвергает свои воды и даёт электричество окружающим деревням. Удивительное и захватывающее зрелище! День закончился хорошо, в лагере нас ждал обед, солнце и традиционно холодная вода в озере.

Следующий день мы решили провести на этом же месте, немного уклонившись от намеченной программы. Те, кто не были в Рускеале, отправились покорять мраморный каньон.

Нас же осталось две семьи караулить лагерь. Пока все катались, мы тоже не смогли удержаться, и изучив карту, нашли ещё один водопад. К нему мы и направились. Путь наш лежал мимо Креста Скорби — памятнику погибшим в Советско-финской войне. Место очень необычное, сам памятник представляет из себя крест, с двух сторон которого две матери — Россия и Финляндия.

В местечке под названием Койриноя мы нашли небольшой и очень живописный водопад. Прогулявшись дальше, мы увидели очень живописную гору, которую мы покорили и с которой открывался прекрасный вид на окрестности. День был очень жарким, поэтому мы завернули в сторону Питкяранты и попробовали вкусной карельское мороженое, после чего вернулись в лагерь и отпустили наших «сторожей».

День был выходным, и на нашу стоянку постоянно приезжали люди. Кто то просто купался в озере, другие же искали место для ночлега. Атмосфера была очень дружелюбной, нас угостили морошкой! И потихоньку настал вечер. Вернулись наши «рускеальцы», довольные, но не восхищённые красотой мраморного карьера. Все сошлись на одном — место красивое, но слишком многолюдное и популярное. Уже поздно вечером приехали велосипедисты. Мы отгородили им часть лагеря автомобилями и они смогли с достаточным комфортом отдохнуть и переночевать.

Последний день был самым грустным! Потому что нам предстояло прощаться и возвращаться домой! Последний раз мы позавтракали вместе, собрали лагерь, и отправились домой! Мы по пути заехали на озеро Андронино, там тоже были неплохие стоянки. На карте был обозначен водопад, мы его нашли, но он оказался совсем маловодным и совершенно нас не впечатлил!

Зато, пока мы ездили, мы вспомнили, что в лагере на веревке остались сохнуть наши вещи, и мы смогли за ними вернуться.

Дальше была дорога через Сортавалу, по чудесному и живописному шоссе. И вот мы дома! Полные эмоции и немного грустные от того, что приключение закончилось! Слава Богу за эти дивные дни! От Карелии мы ждали много, а получили ещё больше! И самое главное — это удивительные люди, с которыми мы за эти дни познакомились по настоящему и сроднились! Это было самое удивительное и приятное открытие! Поэтому паки выражаю благодарность всем отчаянным семьям, которые не побоялись леса, непогоды, неопределённости, и согласились принять участие в этой Экспедиции. Каждый день был полон открытий. Слава Богу за всё!