Алексий, человек Божий

Сказание об Алексии, человеке Божием довольно сложно для восприятия нашего современника. Однако, оно открывает нам реальность того, как христианство меняло жизнь людей, да и в целом  римскую империю.  Ведь  это совсем крохотный исторический срез — семья римского сенатора Евфимиана  и его сына Алексия. Сытая и богатая жизнь,  и, вероятно, неплохая карьера  ожидали Алексия. Однако он избирает путь самоотречения. Так близко к сердцу и буквально воспринял он Евангельские слова о следовании за Христом. Его образ — это некое предвосхищение монашества, которое только-только зарождалось в христианской Церкви. 

На Руси, как только стало известно об Алексие, человеке Божием, в его честь стали называть храмы и пределы церквей, сложилась его иконография. Не только христианским долгом, но и за честь считалось накормить и приютить убогого или странника.А калики перехожие на характерный мотив распевали стишки — особые житийные истории святых, или как их стали называть позднее — канты, в том числе и о Божьем человеке Алексие.

Такой вот кант когда-то в детстве пела мне бабушка Таисия. Это были 80-е годы прошлого столетия. В дореволюционные годы она  ещё застала таких странников. Странничество на Руси — отдельная страница истории, вероятно, ещё не до конца исследованная, это особая  стихия и образ жизни. Таких вот странников в деревне Пирогово, на Вологодчине, всегда принимал в своем доме  её боголюбивый отец, и мой далёкий прадед. Так во многом благодаря им  передавались на Руси эти  сказания и песни, рассказы о монастырях, святынях, подвижниках.

А когда несколько лет назад большой группой наших прихожан мы посещали святыни Италии, конечно же были и в Риме. Там на Авентийском холме, в базилике Вонифания и Алексея, под центральным престолом и покоятся мощи святого Алексия, человека Божия. До сих пор хорошо помню то чувство, с  которым вошёл в эту базилику и встал на колени перед мощам того, с которым через песни своей бабушки был знаком с самого детства. «Ну, здравствуй, Алексий…. Если бы знала моя бабушка Таисия, что вот так Бог приведет меня сюда в Рим…Помолись о ней, о Руси, которая так тебя полюбила….и тех, кто носит твое имя…»

А тебе, боголюбивый читатель этих строк,предлагаю послушать  кант. Здесь звучит трехголосье, бабушка же пела одна, но это почти те самые нотки и та же самая интонация….

Протоиерей Евгений Палюлин.