Паломничество в Печоры

Дорогие братья и сестры! 26-27 июня состоялась паломничесткая поездка в Псково-Печерский монастырь, Предлагаем Вашему вниманию небольшой очерк о поездке.

В этот раз  дружный коллектив Воскресной школы преподаватели и дети с родителями, в сопровождении духовника школы отца Георгия, отправились в давно запланированную поездку.  Ещё весной поступило предложение съездить с детьми на электричке в Псково-Печерский монастырь, когда мы узнали, что до Печор пустили отдельную «Ласточку».

Запланировали, получили благословение, составили список тех, кто сможет поехать. Но вдруг, в тот день, на который мы наметили своё путешествие, все места бронирует другая группа. Ну что ж, все к лучшему, значит так и должно быть. Переносим дату — нас этим не напугать! Зато к нам присоединяются те , кто не мог ехать раньше. На этот раз все идёт хорошо: куплены билеты в третьем  вагоне «Ласточки», забронированы места в гостинице для всех паломников.

Ранним-ранним утром, в ночь «Алых парусов»,  начинаются чудеса, которые в очередной раз показывают, что с нами Бог! Метро сегодня работает всю ночь, а ведь иначе было бы сложно добраться до ранней электрички. А тут, благодаря выпускникам, появляется возможность добраться до вокзала на метро пораньше. Около шести утра мы начинаем собираться на Балтийском вокзале. Садимся в поезд и уютная «Ласточка» мчит нас в небольшой городок Псковской области — Печоры.  Там расположен Псково-Печерский мужской монастырь 15 века. Это, пожалуй, единственный монастырь в России, в котором с момента основания не разу не прерывалась монашеская жизнь.

Мы ехали в предчувствии , что нас  ждёт там много светлого и доброго. Кто-то  ехал туда впервые, а кто-то уже бывал в монастыре и полюбил это место. Но на электричке в это благословенное место, все едем первый раз. От вокзала добраться до монастыря можно на местном автотранспорте, который ходит очень редко, по расписанию. На автобусной остановке стоим только мы (30 человек) и ни одного местного жителя. Начинаем волноваться. Молимся и очень надеемся, что автобус по расписанию всё же приедет.

А на  мобильных телефонах нас приветствует Эстония!  Оператор пугает расценками в роуминге, ведь мы в пешей доступности от границы. Звонить и выходить в интернет совсем не хочется.

Вдруг подъезжает небольшой автобус, размерами меньше наших маршруток.  Все 30 человек храбро утрамбовываются в это чудо. Тесновато (мягко говоря), но это нас не смутило. Ведь в тесноте, да не в обиде! Водитель был ошарашен, немногочисленные пассажиры улыбались и предлагали посадить на колени наших детей. Слава Богу, путь оказался недалёк!

Расположились в гостинице, немного огляделись, сходили на обед. Дальше — свободное время: кому-то не терпится сходить в монастырские храмы и приложиться к святыням, кто-то начал молитвенно готовиться к завтрашней Литургии.

Вечером все собираемся на постном ужине и отправляемся на Всенощное богослужение, которое возглавлял епископ Псковский Тихон.

Служба проходила под открытым небом у Михайловского собора. Какая приятная неожиданность после насыщенного знойного дня! Кроны могучих многолетних деревьев защищали нас от жары, а по их ветвям дружно бегали белочки. Всякое дыхание да хвалит Господа!

Служба монастырская  длинная, но мы не замечали времени, так торжественно величали монахи Всех Святых. Так благодатно возносились молитвы, что даже младшие паломники осилили службу до конца. Погода весь день простояла ясная и не было обещанного прогнозом дождя.

Вечером, перед сном,  не сговариваясь, многие подтянулись в один номер и собрались за гостеприимным столом замечательной семьи. За чаепитием поделились первыми впечатлениями!

Следующий день пребывания в монастыре подарил  нам много событий, запланированных и подаренных Богом.

Ранним утром — Литургия. Как и в нашем приходе, служба проходила на улице.  Для нас это привычно, а здесь, в монастыре, это мера предосторожности в период пандемии.

Праздник всех Святых — все именинники!

И первое знаменательное событие — после Литургии  — на улицу вышел и стал помазывать маслицем монах-схимник, единственный в наше время в монастыре. Подошли к нему на поклон, получили благословение. Детям он даже подарил иконки.

Завтрак —  все  очень вкусно! Даже овсяная каша необыкновенная, а булочки такие ароматные и воздушные, что прямо тают во рту. Запеканку из местного творога дети сразу оценили. Даже те, кто обычно едят её только со сгущёнкой. Ангела за трапезой!

В полдень у нас была запланирована обзорная экскурсия по монастырю. До этого времени надо успеть приложиться к святыням, написать записочки, испить вкуснейшей водички из двух  святых источников. Успели мы побывать и в монастырской книжной лавке, где каждый нашёл то, что ему по душе.

Успели всё! И никто не опоздал на встречу с экскурсоводом Виталием, который оказался замечательным рассказчиком.

На экскурсии к нам присоединились паломники из нашего прихода — Мария с детьми. Они тоже приехали с друзьями в монастырь. Было очень радостно увидеть родные лица! Так что наша компания увеличилась.

Экскурсовод Виталий сумел заинтересовать и больших, и маленьких детей. Взрослым то, конечно, интересно всегда, а вот завладеть вниманием детей — это многого стоит. Профессионал!

Виталий рассказал нам о возникновении монастыря и города, поведал нам истории из жизни обители, рассказал о Псково — Печерских святых, а также об известных подвижниках, подвизавшихся здесь, но ещё непрославленных. Виталий терпеливо ответил на множество наших вопросов.

И вот второе чудо —  он дал нам совет как попасть в келью  отца Иоанна Крестьянкина (ведь в это время паломников туда уже не пускают).

Всё время пока шла экскурсия накрапывал небольшой дождик, но нам он был только в радость после многодневного питерского зноя.

После обзорной экскурсии нас ждал поход в Богом Зданные пещеры, т.е. созданные Богом. Это удивительное и таинственное место. Здесь начиналась обитель. В ближних пещерах покоятся мощи основателей монастыря — преподобных Вассы и Ионы.

А дальние Пещеры — это очень большое монастырское кладбище. Точное число захоронений здесь неизвестно, однако, предположительно здесь покоятся более десяти тысяч человек.

В Пещерах всегда держится постоянная температура + 9° С и совершенно нет запаха тления. В них погребены монахи и миряне, первые  жители  городка, выросшего у стен обители. Сейчас там хоронят только монахов. Покоятся в Пещерах и те, о ком мы только что слышали на экскурсии и многие другие подвижники монастыря, по молитвами, которых совершалось множество чудес.

Псково-Печерские святые молите Бога о нас! Столько детей пришло сегодня Вам поклониться. Детки вели себя тихо, держали в ручках свечки и молились. Но и страшно им все же было. А наш экскурсовод перед тем как войти в Пещеры, ещё пошутил, что если кто-то заблудится в них, то это не навсегда — в  пять часов вечера всех обязательно выведут, но тут же отправят на послушание!

Один наш мальчик выйдя из Пещер признался: «Не знаю, что  было больше — холодно или страшно!» Ну ничего, значит и такие чувства надо пережить! Мы вышли на солнышко и  снова  стало тепло и радостно.

День воскресный — заговенье на Петров пост. В трапезной нас щедро накормили мясной пищей.

Всем хочется попасть в келью к всенародно любимому старцу отцу Иоанну Крестьянкину. Там нас дружелюбно встречал отец Гавриил: щедро окроплял  святой водичкой, помазывал маслицем и поздравлял всех с именинами!

И снова чудо — вдруг неожиданно отец Гавриил даёт благословение и отправляет нас в келью старца Симеона! Воистину день оказался полон радости и душевного тепла!

Такие моменты, пережитые в окружении родных людей и любимых друзей, навсегда остаются в сердце.

Всё пространство монастыря, как маленький кусочек рая на земле: птицы заливаются дивным пением, радостно кукарекают  петухи, местные белочки бегают наперегонки по деревьям и заповедным дорожкам —  благодать!

А какой аромат источают цветы! Розы и другие растения благоухают так, что этим воздухом невозможно надышаться. Глядя на разнообразие роз, вспоминали матушку Юлию.

Легко, неторопливо наше путешествие подходило к концу.

Как выяснилось, автобусы по воскресеньям не ходят, поэтому мы едем  на вокзал на  восьми машинах такси. «А в наше время в булочную на такси не ездили»,- сказал нам вслед дорогой человек.

В электричке  чувствовалось единство душ, темы для бесед не заканчивались, жалко было расставаться.

Дома мы были только поздней ночью и наверняка все крепко заснули.  Утром же нахлынули воспоминания. Всем казалось, что это был сон. То, что  мы  были  в монастыре всего два дня не верилось, ведь в нашей жизни они заняли значимое место.

Такие поездки и встречи  важны — они очень сближают! Надеемся, что в скором времени мы снова куда-нибудь соберемся.

Будут ещё встречи и незабываемые впечатления, и еще с кем то мы станем ближе, и ещё что-то новое почерпнем для своей души!