Первые шаги в храме

Итак, вы в первый раз собрались пойти в храм. Главное — ваше желание, а во всем остальном — в чем пойти и как себя вести — мы постараемся разобраться вместе. x_c3e98bcfДля начала постараемся понять — для чего нужен храм? Храм — это место, куда мы приходим, чтобы пообщаться (именно такое значение имеет слово «молитва») с Богом. Конечно, обращение к Богу возможно в любом месте и в любое время, но в храме это делать удобнее и приятнее — сама атмосфера храма: запах ладана, треск свечей, обилие икон располагают к восстановлению спокойствия и мира в душе. Храм — это собрание верующих, а Господь сказал в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Однако существуют действия, которые происходят только в храме — это таинства. Таинство — это священнодействие, через которое тайным образом действует на человека спасительная сила Божия. Первое таинство, с которым сталкивается каждый христианин — таинство Крещения, то есть вхождение в Церковь Христову, духовное рождение в этой жизни. И таинства церкви, в том числе и Евхаристия — главное таинство христиан — совершается только в храме. Именно в храм приходят люди за помощью Бога. И таинство является вершиной нашей молитвы, ее завершителем.
Как одеться перед походом в храм? На самом деле в Церкви нет строгих правил, ограничивающий ношение той или иной одежды. Приход в храм справедливо сравнить с походом к своему начальнику — мы должны постараться быть опрятными. Поэтому требование одно — чтобы одежда была чистой, скромной, не вызывающей, не привлекала к себе лишних взглядов.
Перед входом в храм положено перекреститься, отключить звук мобильного телефона, и, если вы женщина — вам нужно покрыть голову платком. Если вдруг платка с собой не оказалось, то не отчаивайтесь — почти в каждом храме при входе висят платочки, которые можно одеть на время вашей молитвы. Обычай покрывать женщинам голову восходит еще к первым векам христианства.  Крестное знамение выполняется правой рукой — три пальца (большой, указательный и средний) складываются вместе в знак единства Святой Троицы. Два оставшихся пальца плотно прилегают к ладони, в знак соединения во Христе божественной и человеческой природы. После чего осеняется лоб (для освящения ума), живот (для освящения чувств), правое и левое плечо (для освящения телесных сил), после чего полагается небольшой поклон.
Войдя в храм обычно можно заметить церковную лавку, где можно взять свечи, иконы, подать записки. Свеча — видимый знак нашей молитвы и наша жертва на храм и его содержание (ведь любой храм вынужден платить коммунальные расходы, содержать священника и проводить текущий ремонт). Но свеча никогда не заменит нашей молитвы, нашего личного обращения к Богу. Существуют разные суеверия про свечи, мы не будем их здесь приводить, просто нужно помнить, что как бы мы ее не поставили, сколько бы раз она не потухла — это все не важно. Мы понимаем, что наш Господь — живой Бог, поэтому мы можем обращаться к нему любыми словами, не обязательно брать какие-нибудь книги для этого. Однако, бывает сложно подобрать слова для обращения к Богу, и тогда нам поможет книга «Молитвослов» — она содержит в себе множество молитв на разные случаи жизни, в том числе те, что христиане читают перед сном или проснувшись с утра. В храмах так же можно увидеть, как люди подают записки.
Подавая записки, мы просим священника помолиться за наших 12-maibutne-pot-uvagi-3живых и мертвых близких. Смысл молитвы за усопших заключается в том, что их участь еще окончательно не предрешена — с Богом ли они будут в вечности, или вне Бога, и наша за них молитва помогает нашим умершим близким приблизиться к Богу. Ведь после смерти человек сам не может изменить своей участи, и только молитва нас, живых, может повлиять на посмертную участь человека. Если мы желаем поставить свечу за упокой человека — нам нужно найти подсвечник квадратной формы; он еще называется канун. Рядом с кануном обычно стоит распятие Господа Иисуса Христа. Имена в записках пишутся обычно в родительном падеже. По возможности нужно указывать полное имя (не «Коли», а «Николая»), а так же обратить внимания, что не все имена являются церковными. Например, нет в церкви святой с именем Светлана, обычно Светлан крестят в честь святой Фотинии. Фамилия, отчество, звание никогда не указываются. Зато приняты другие обозначения — «младенец», «отрок», «воин», «болящий», «путешествующий», но эти обозначения не являются обязательными.
Бывает и такое, что в храме вам сделали замечание. Если оно несправедливо, а такое бывает, то вы можете обратиться за разъяснением к священнику.  Единственный человек, который уполномочен вам что-то сказать — это священник, да и тот не станет никогда просто так вмешиваться в ваш диалог с Богом. Обращаться к священнику принято на «вы», даже если он младше вас. Если мы знаем имя священника, то говорим, например «отец Иоанн!», а если не знаем имени, то можно просто обратиться «батюшка!». Неправильно говорить «святой отец», так как святость человека определяется после его смерти. Есть определенная форма приветствиия священника — принятие благословения. Мы подходим к батюшке и складываем правую руку поверх левой, ладонями вверх. Священик нас осеняет крестным знамением, мы приемлем его руку и целуем. Священник — служитель Христа на земле и его представитель, и, целую ему руку мы целуем руку Самому Господу. Так же благословение берут, когда нужно решить какие-то важные духовные вопросы или проблемы. Например, вам предстоит операция или вы хотите принять далекое паломничество — в таком случае уместно испросить Божьего благословения через священника. Однако не нужно дергать батюшку по вопросам, которые мы можем сами решить (а такую порочную практику можно встретить).
В храме мы встречаем иконы. Иконы — это изображения Господа, Божией Матери или святых, сделанные в соответствии с правилами (канонами) Церкви. Святые это люди, прожившую жизнь свою в чистоте, своими делами доказавшие свою близость к Богу, а сейчас находящиеся на небе и имеющие возможность молиться Богу о нас. Обращаясь к изображенному на иконе образу, мы умом восходим к первообразу — то есть тому, кто изображен на иконе. В некоторых местах можно встретить странную классификацию святых — мол, этот помогает при боли в спине, а этот помогает при боли в голове или иных проблемах. Мы понимаем, что эти люди во время своей земной жизни показали себя помощниками тех или иных людей (например, великомученик Пантелеимон был врачом), но нужно и понимать, что исцеляет и помогает Сам Господь, а святые могут выступать посредниками между нами и Богом.
В центре храма на аналое (это стол с наклоненной столешницей, на котором закреплена икона) как правило находится икона праздника, то есть того святого или праздника, память которого празднуется Церковью в этот день. Иногда нас могут попросить передать свечи к празднику, и это значит, что мы должны передавать свечи в сторону центральной иконы. Так же в храме можно встретить особо почитаемые иконы — они, как правило, выделены украшениями, лампадами, возвышением. Бывает, что у таких икон происходят чудеса, и тогда их называют чудотворными.
Если вы соберетесь пойти на богослужение, то можете заглянуть в раздел «Литургика» (это наука о богослужении в Православной Церкви), и узнать много интересного. Нужно помнить всегда, что время, посвященное Богу — не потерянное просто так. Это время, которое мы провели в общении с нашим Отцом, с Тем, Кто нас любит и заботится о нас каждый день. И никогда не бойтесь показаться чужим, не бойтесь сделать что-то не так, так как находясь в храме, вы находитесь в гостях у своего Отца!

Егор Ковыршин. СПб Духовная семинария

Когда Причащение – во исцеление?

Установление и развитие таинств Евхаристии и Исповеди

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Науки