Наша Гражданка

Историческая справка

Гражданкой называется историческая часть территории современного Калининского района Санкт-Петербурга, которая ранее состояла из расположенных рядом нескольких поселений – Дорога в Гражданку, Немецкая Гражданка и Русская Гражданка. Название «Гражданка» связано непосредственной близостью к Санкт-Петербургу и также ранее употреблялось как «Горожанка».

Впервые поселение деревня Горожанка (Гражданка) возникло в конце XVIII века на дороге из Мурино в Санкт-Петербург. Основал поселение граф А.Р.Воронцов на землях своего имения. В начале XIX века рядом с деревней Гражданкой появилась Колония Гражданка или Немецкая Гражданка, которая была заселена большей частью переселенцами из княжеств тогдашней разделенной Германии. Немцы-переселенцы называли свои поселения колониями, откуда и пошло название «колонисты». Колонисты не ассимилировались, жили замкнуто и обособленно, с немецкой педантичностью сохраняя свои религиозные верования, обычаи и быт вплоть до мелочей, в связи с этим их поселение выглядело своеобразным «уголком Германии», однако они всегда уважали местные традиции России, куда переселились в поисках лучшей доли, и никогда не конфликтовали со своими русскими соседями. В 1827 году зажиточные колонисты выкупили часть земли Муринского имения графа Воронцова, которая заняла значительную часть территории современной Гражданки, в силу чего именно этот год принято условно считать годом образования Гражданки.

Севернее Немецкой Гражданки в XIX веке очень быстро выросло русское поселение, вскоре названное «Русская Гражданка». Впоследствии рядом с дорогой, связывавшей Гражданку с Санкт-Петербургом, возникло еще одно поселение, которое было по тогдашним меркам интернациональным и толерантным, где в мире, согласии и добрососедстве жили русские, финны и немцы. Это поселение тоже получило свое название – «Дорога в Гражданку».
На территории Санкт-Петербурга все три вышеперечисленных поселения располагались вдоль современного Гражданского проспекта, который на картах того времени именовался «дорога Гражданская».

С точки зрения современной топографии следует отметить, что прежние поселения на территориях от современного проспекта Непокоренных до улицы Фаворского, часть тогдашней дороги Гражданской называлась «Дорога в Гражданку», от современной улицы Фаворского до улицы Гидротехников – «Колония Гражданка», а далее от современной улицы Гидротехников – «Русская Гражданка» примерно до современного проспекта Науки. Однако точные границы тогдашних поселений сейчас возможно обозначить только ориентировочно и то со значительной степенью условности. Улицы и переулки Гражданки дореволюционного периода назывались, как правило, по именам или фамилиям своих первых застройщиков и сейчас эти названия сохранились только на картах и планах старого Санкт-Петербурга.

Заслуживает внимание и упоминание о так называемой «китайской Гражданке» — в районе современной улицы Гидротехников проживали этнические китайцы, которые занимались огородничеством и выращивали морковь и лук.
После Великой Октябрьской революции административная принадлежность Гражданки менялась постоянно. Гражданка входила в Муринскую волость, Токсовскую волость, Парголовскую волость Петроградской губернии, а затем в Парголовский район Ленинградской области. С 1930 года Гражданка была включена в Выборгский район Ленинграда, а после образования Калининского района Гражданка стала его неотъемлемой частью. Население дореволюционной и довоенной Гражданки в основном занималось сельских хозяйством — производством молока и картофеля для жителей города. Среди промыслов были распространены лесные заготовки, торговля дровами, дрань коры и лыка, вязание веников, а после стро¬ительства железной дороги «Ленинград – Васкелово» население деревни Гражданка к вышеуказанным занятиям добавило рыболовство.
Национальный состав населения Гражданки не менялся до самого начала Великой Отечественной войны, когда в силу тяжелого положения на фронте, опасаясь появления «пятой колонны» в ближнем тылу Красной Армии, Советское Правительство приняло решение о депортации немецкого населения в восточные регионы СССР. В послевоенные годы немецкая колония на Гражданке уже не возродилась.

В начале Великой Отечественной войны на берегу Муринского ручья трудом ленинградцев (в основном женщин и подростков) были созданы оборонительные сооружения, остатки которых можно было наблюдать еще в 80-е годы ХХ века. Мирные жители, оставшиеся на Гражданке, в полной мере пережили все тяготы блокады и далеко не все дожили до Победы.

В начале войны на Гражданке появился военный аэродром, который использовался тяжелыми самолетами и являлся главным аэродромом ударной авиации Краснознаменного Балтийского Флота. Он отличался от других аэродромов своими значительными размерами, качеством взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, радиооборудованием и др. всевозможным техническим оснащением по последнему слову тогдашней военной техники. Когда в сентябре 1941 года вокруг Ленин¬града замкнулось вражеское кольцо блокады, военно-воздушные силы флота лишились большинства своих действовавших аэродромов, тогда возникла острая необходимость в новых площадках, пригодных для взлета и посадки боевых самолетов. Один из таких аэродромов в блокадном Ле¬нинграде построен на месте бывшего опытного поля совхоза «Ручьи» и назван «Гражданкой», так как расположился в непосредственной близости с деревней Гражданка.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Гражданка пролегала по нынешнему проспекту Науки от современного Гражданского проспекта в направлении железнодорожной станции «Ручьи». Слева от взлетно-посадочной полосы (район современных улиц Софьи Ковалевской и Карпинского, а также Северного проспекта) находились укрытия для боевых самолетов. Южная часть аэродрома Гражданка располагалась вдоль нынешней улице Верности, где была построена одноколейная железная дорога для доставки грузов на аэродром. Эта железная дорога была разобрана в 80-х годах XX века.

С аэродрома Гражданка днем и ночью поднимались в воздух боевые самолеты. Летчики-балтийцы мужественно защищали Ленинград и советские корабли, оказывали поддержку с воздуха наземным войскам Красной Армии.

Неоценимы заслуги морских летчиков Гражданки в борьбе против фашистских войск, блокировавших Ленинград, в контрбатарейной борьбе, в защите ледовой «Дороги жизни» через Ладогу, в прорыве и снятии блокады, а также в полном разгроме вражеских войск под Ленинградом. В качестве фронтового аэродром Гражданка просуществовал с октября 1941 года по сентябрь 1944 года.

В здании школы по дороге в Гражданку (ныне – здание СДЮШОР по Гражданскому пр., д.7/1) находился учебный танковый батальон, где готовились танкисты для Ленинградского фронта. За школой был танковый полигон. В том же школьном здании размещался госпиталь для легкораненых красноармейцев, которые после излечения становились курсантами учебного танкового батальона. В качестве обслуживающего персонала госпиталя в основном работали уцелевшие жители довоенной Гражданки, для которых эта работа давала самое главное – возможность выжить.

Хотя в холодные блокадные зимы многие деревянные дома были разобраны на дрова, послевоенная Гражданка в основном сохраняла свой довоенный внешний вид до самого начала 60-х годов ХХ века, когда началось массовое жилищное строительство и создание «спальных» районов Ленинграда. Улицы и переулки старой Гражданки полностью исчезли или стали внутридворовыми проездами, а вновь созданные улицы получили названия, связанные с научными учреждениями севера Ленинграда и именами выдающихся ученых – проспект Науки, улица Карпинского, улица Софьи Ковалевской, улица Бутлерова, улица Фаворского. Дорога в Гражданку была продолжена до современного Суздальского проспекта и получила название Гражданского проспекта. Малоэтажные дома уступили место благоустроенным домам массовых серий 60-х – 70-х годов. Так Гражданка превратилась в современный «спальный» район. Метро пришло на Гражданку только в 1975 году с открытием станции «Академическая». Строительство нового жилья на Гражданке продолжается до настоящего времени.

Муниципальное образование Муниципального округа № 18 в качестве территориальной единицы Санкт-Петербурга было образовано впервые на территории части исторической Гражданки в Калининском районе Санкт-Петербурга согласно Закону Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. № 112-36 «О внесении изменений в Законы Санкт-Петербурга «Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и «О структуре Администрации Санкт-Петербурга». Законом Санкт-Петербурга от 5 февраля 1999 г. № 18-4 «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О наименованиях муниципальных образований Санкт-Петербурга» Муниципальному образованию Муниципального округа № 18 было присвоено наименование «Гражданка», так историческое название вновь получило официальный статус. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» Муниципальное образование является внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга и имеет наименование «Муниципальное образование Муниципальный округ Гражданка».

В феврале 1998 года впервые избран представительный орган Муниципального образования – Муниципальный совет первого созыва. В дальнейшем выборы в Муниципальный совет новых созывов проходили в 2000 году (второй созыв), в 2004 году (третий созыв), в 2009 году (четвертый созыв). В связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении в 2006 году впервые был образован исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования – Местная администрация.

В Муниципальном образовании в 1999 году учреждено муниципальное средство массовой информации – газета «Муниципальная Гражданка», которая регулярно освещает актуальные вопросы социально-экономического развития Муниципального образования и публикует нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основными направлениями работы органов Местного самоуправления Муниципального образования является деятельность по решению установленных законом вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, с которой они в настоящее время успешно справляются. При этом главную роль играют благоустройство внутридворовых территорий, а также опека и попечительство.

За успехи в работе органы местного самоуправления Муниципального образования неоднократно награждались Почетными грамотами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Источник

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Науки