Богословие

Понятие послушания в Новом Завете

Введение.

Новозаветное понятие послушания имеет такую же тесную связь с ветхозаветным понятием послушания, как и сам Новый Завет (НЗ) с Ветхим Заветом (ВЗ). Именно в ВЗ Бог дал основы понятия послушания на примере прародителей, патриархов, пророков, органично закрепил это понятие в Завете и Законе. Однако, как ВЗ был тенью НЗ, так и понятие послушания получило истинное развитие в НЗ. Ни одна книга НЗ не обходила молчанием эту тему. Дальнейшее развитие (точнее осмысление изложенного НЗ понятия послушания) происходит в толкованиях Святых Отцов на книги НЗ и в святоотеческой литературе. Двух тысячелетний опыт Церкви дал множество примеров практического освоения понятия послушания в подвигах сонма святых угодников и изложен в патериках, житиях святых, богослужебных книгах и другой церковной литературе.

Формирование ветхозаветного понятия послушания.

Начальное понятие и опыт послушания  и непослушания появились сразу после сотворения первых людей. Уже в раю человеку даются некоторые заповеди и повеления: « И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17).
Сам факт дачи заповеди и повеления предполагает и некоторую свободу выбора, то есть человек, созданный свободным, призванный к тому, чтобы пребывать в любви Божией, призванный к тому, чтобы быть другом Божиим, эту свободу может употребить и в обратную сторону, то есть отказаться от Бога и отвернуться от Бога. И здесь как раз это дерево и дает возможность испытания, укрепления этой свободы. Отсюда и возможность реализации этой свободы во зло. Если бы  человек был создан так, что он что-то нарушить не мог, то и заповеди давать было бы не надо.
Послушание есть повиновение человека воле Божией, исполнение заповеди, смысла и ценности которой мы не видим, но которое воспринимаем как повеление Божие. Бог требует нашего послушания, поскольку у Него есть замысел, который должен быть выполнен, при нашем сотрудничестве, нашем принятии Его замысла верою. Здесь надо отметить тесную связь послушания с верой. Вера не есть послушание, но она хранит в себе его тайну, послушание есть знак и плод веры.
Непослушание человека Богу, нарушение данной  Богом заповеди (т.е. грехопадение — грех непослушания Богу) имело известные последствия для всего тварного мира и прежде всего для рода человеческого — «целого Адама».
О Ное в Писании говорится, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер» (Быт.6:13,14). Праведный Ной поверил Богу и послушал Его и Бог спас Ноя с семейством и всякой живой тварью от потопа. Благословляя Ноя с семейством, Бог дал и строгие заповеди  и заключил на основе их исполнения Завет с Ноем (послепотопным человечеством).
Исполняя план спасения человечества, Бог вызывает к жизни веру Авраама и испытывает ее, проводя через послушание: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1) или «Ходи передо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1) или «Возьми сына твоего… принеси его во всесожжение» (Быт. 22:2). Бог постоянно требует от Авраама выполнять действия, смысл которых ему неясен. Поэтому послушание для него — испытание, искушение Богом: «Бог искушал Авраама» (Быт.22:1), а для Бога оно — некое неоценимое свидетельство: для Меня ты «не пожалел сына твоего» (22.16). «и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего» (Быт.22:16). И мы знаем, что так как «Аврам поверил Господу», Господь «вменил ему это в праведность» (Быт.15:6) и Авраам в послушании Господу выдержал испытания.
Здесь надо отметить (наряду со связью веры и послушания) еще одну тесную связь между послушанием и испытанием, искушением.
Заключая Заветы, господь всегда предъявлял определенные требования. С Авраамом, например, одно из требований было всеобъемлющим: « Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1).
Союз-Завет с Израилем включал в себя определенный устав, 3акон, ряд заповедей и установлений, организующих существование Израиля так, чтобы он жил как народ Божий. Многие из этих правил обязывают людей к разным формам послушания. По отношению к людям, к родителям: « Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей…   то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города … жители города его пусть побьют его камнями…» (Втор.21:18-21), царям, пророкам, священникам: «Когда ты придешь в землю… то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой… когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов» (Втор.17:14-18).
Верность Закону подлинна только при внутреннем приятии Слова Божия и Союза с Ним, поэтому послушание Закону не рабская покорность, а дело любви. Первое же Десятисловие говорит об  этой связи: «…Любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:6).  Второзаконие возвращается к ней и ее развивает: « слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 11:13)  и «будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему» (Втор 11:22).
Можно было бы приводить многочисленные примеры послушания и непослушания пророков, царей, первосвященников и всего еврейского народа в целом, но это выходит за рамки данной работы. Важно, что фундаментальные основы понятия послушания были заложены в ВЗ. Послушание Богу тесно связано с верой, с испытаниями и настоящее послушание невозможно без любви к Богу, без того, чтобы служить Ему от всего сердца и от всей души.

Развитие понятия послушания в Новом Завете.

Послушание пресвятой Богородицы

Как ветхозаветная история человечества начинается с непослушания Богу первых людей, а именно с непослушания Евы, так новозаветная история начинается с послушания Богу Девы Марии. Святой Ириней Лионский(5) пишет: «Сообразно с сим и Мария Дева оказывается послушной, когда говорит — се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему… Ева… оказала непослушание и сделалась причиной смерти и для себя, и для всего рода человеческого, так и Мария … через послушание сделалась причиной спасения для Себя и для всего рода человеческого».

Послушание Иисуса Христа

Тайна Пресвятой Троицы, взаимоотношения любви между Лицами Пресвятой Троицы, начинают  проявляться в НЗ истории в связи с Боговоплощением, явлением  Сына Божия Иисуса Христа, который дал человечеству не только спасение, но и явил образец истинного послушания (основанному на взаимной любви Сына и Отца) каждому христианину.
Произошло это в тот момент, когда послушание Богу либо совсем было в забвении, либо принимало искаженные законнические формы (хранение субботы не по разуму, оцеживание комаров, гипертрофированное лицемерие учителей народа и неисполнение главного в Законе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф.23:23-24).
О каком послушании  богоизбранного народа могла идти речь, когда он —  это «мятежный дом» (Иез. 2:5), «возмутившиеся сыновья» (Ис. 1:2); Израиль «хвалится Законом, а преступлением Закона бесчестит Бога» (Рим. 2:23); он  вместе с язычниками  заключен в непослушание: «Ибо всех заключил Бог в непослушание» (Рим.11:32). Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако он неспособен быть послушным Богу: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14). Чтобы он мог достичь этого послушания и найти «Закон во внутренности» своей (Иер. 31:33), нужно, чтобы Бог послал Сына Своего, Который придя, исполнит волю Его.
«Как непослушанием одного человека сделались многие грешными: так и послушанием одного соделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Послушание Иисуса Христа есть наше спасение, и благодаря ему мы обретаем вновь послушание Богу. Жизнь Иисуса Христа была от самого Его «вхождения в мир» (Евр 10:5) и «до смерти крестной» послушанием: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8) . Придя «не для того, чтобы творить (Свою) волю, но волю Пославшего» Его (Ин 6:38), Он выполняет обязанности послушания родителям (Лк 2.51), законным властям (Мф. 17:27). Во время же Своих Страстей Он доводит послушание до высшей точки, предавая Себя  в руки бесчеловечных и неправедных властей, «страданиями навыкая послушанию» (Евр 5:8), претворяя Свою смерть в самое ценное для Бога жертвоприношение — жертву послушания (Евр.10:5-10).
Вообще вся земная жизнь Иисуса Христа давала образцы послушания. Он был послушен Своим родителям и находился в полном повиновении у них не только в детском возрасте, но и до начала Проповеди (т.е. примерно до 30 лет!): «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лук.2:51).

Послушание Церкви

Отношения и связь Церкви и Христа таинственны, как об этом говорит апостол Павел: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32), однако он же приоткрывает эту тайну.
Церковь создал Бог, поставив Главою Церкви Самого Христа, все покорив под ноги Его. Об этом апостол Павел пишет так: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы»(Еф.1:17)  «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:20-23). Апостол отмечает, что Христос «есть глава тела Церкви» (Кол.1:18), мы являемся членами этого тела Церкви, вместе составляя это тело: «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5). Эту мысль апостол проводит многократно: «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24),  «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1Кор.6:15), « мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).
Из таких представлений о Церкви естественно вытекает и иерархическое построение отношений в Церкви, причем сразу следует отметить, что они строятся не только по «старшинству», но и на твердой основе любви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25-27)».
Церковь находится в послушании у Христа, как у Главы: « Церковь повинуется Христу» (Еф.5:24). Все мы находимся в послушании у Церкви, но апостол говорит, что не все члены одинаковы: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:27-30).
Так некоторые важные вопросы апостолы решили на первом апостольском Соборе: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили…» (Деян.15:22), и после принятых решений исполняли их, находясь в послушании у Церкви: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал.2:10).
Все христиане должны нести послушание Церкви. К тем христианам, которые нарушают это послушание,  применимы слова Христа Спасителя: «Если кто не послушает Церкви, да будет тебе яко язычник и мытарь» (Матф.18:17), то есть они становятся людьми отказавшимисяся от Истинного Бога.
В новозаветных поучениях апостолов  понятие послушания получает некоторые различные оттенки и появляются такие понятия, как послушание вере, послушание Христу, послушание истине, послушание Евангелию, послушание учению и др.. Каждое из этих понятий изолированно рассматривать невозможно, они тесно связаны друг с другом и в совокупности формируют то цельное понятие послушания, которое дано в НЗ. Не претендуя в рамках данной работы раскрыть хотя бы одно из указанных понятий, приведу цитаты, где встречаются данные понятия, снабжая иногда их комментариями.

Послушание, покорность  вере.

Вера предполагает послушание Иисусу Христу и Его слову как образ жизни, вдохновляемый нашей верой, нашей благодарностью Богу и возрождающей работой Святого Духа — это «послушание веры»: « мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5), « И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян.6:7).
Поэтому вера и послушание (как и отмечалось раньше) неразрывно связаны: « Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим.1:15-17).

Послушание Евангелию.

Апостол Павел отмечает, что вера от слышания, а слышание от слова Божия: « Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим.10:16-18).
О покоряющихся и непокоряющихся  благовествованию Иисуса Христа апостол говорит так: «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2Фесс.1:8-10).
Послушание истине

Апостол Павел укоряет несмысленных галатов в непокорности истине: « Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас» (Гал.5:7-8).
Послушание истине дается чрез Духа: « уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1Пет.1:22-23).

Послушание Христу

Апостол Павел пишет коринфянам о себе: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор.10:5,6). Апостол Петр также говорит о послушании Христу: «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2).

Послушание учению

Послушание учению освобождает от рабства греха и приводит к праведности: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:16-18).

Послушание в семье.

В Новом Завете в апостольских посланиях получили разъяснение некоторые вопросы взаимоотношений в семье. Взаимная любовь и послушание являются основой этих отношений. Строятся эти отношения на послушании, от которого зависит  семейное благополучие. Жена должна подчиняться мужу: «жены, повинуйтесь своим мужьям» (1Пет.3:1), но при этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). А потому как Христос для Церкви, так и муж должен приносить себя в жертву для  жены. И если муж желает, чтобы его жена была ему послушной, то и сам он должен проводить богоугодную жизнь. Таким образом, если муж своей благочестивой жизнью уподобил себя Христу, тогда и жена обязана быть ему послушной как Церковь. Верующим мужьям апостол Петр говорит, чтобы они с пониманием относитесь к женам, помня, что они их слабее. Уважайте их, зная, что они получили в наследие тот же дар жизни, что и вы: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7). Новый завет предписывает и детям быть послушным своим родителям в Господе, так как это их долг: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф.6:1). Но и родителям в отношении детей Апостол дает послушание не раздражать их, но, наоборот, воспитывать их, приучая к порядку, и наставляя в Господнем учении: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Послушание  подчиненных начальникам.

Апостол Павел повелевает в дань начальникам приносить не только деньги, но честь и страх в виде послушания: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:7). В данном случае под страхом понимается высшая степень почтения, а не страх, происходящий от нечистой совести. И то, что сказано «отдавайте должное», говорит о том, что это есть наш долг послушания, который если не выполнишь, то будешь наказан как неблагодарный. Поэтому и св. Иоанн Златоуст отмечает, что «Ибо ежели Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то кольми паче надлежит наблюдать сие ныне, когда мы имеем начальников-христиан» (4). Поэтому если будет нужно предстать перед начальником, не надо считать это унижением, а понимать, что так угодно Богу, чтобы принявший от Него честь власти начальник имел перед подчиненным свою власть. И как далее отмечает св. Иоанн, что для такого человека такое отношение к начальству будет не унижение, а наоборот честь, так как человек не унижается тем, что он оказывает почтение, а тем, что не оказывает его. Таким отношение христианин и выполняет свое послушание в отношении начальства. Кроме того и начальник при таком к себе отношении, прославит Господа, даже если он и не верующий.

Послушание властям.

Иисус Христос проповедовал среди евреев, которые находились прежде всего под гнетом  языческой римской империи, платили подати кесарю. Была и царская власть, которая совсем не отвечала чаяниям еврейского народа. Церковная же власть принадлежала в основном саддукеям, секте, которая, например, отрицала существование ангелов, духов и воскресение мертвых.
Казалось бы подчиняться таким властям нельзя, тем более Сыну Божиему.
Однако, Христос не восставал против этих властей. На вопрос, надо ли платить подать кесарю, Он ответил: «итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). По поводу книжников и фарисеев, которых Он обличал, Христос сказал народу: « итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3). Не отказался внести подать на Храм (Матф.17:24-27).
Взаимоотношениям с властями в апостольских посланиях уделено должное внимание. Отмечается, что каждый человек должен подчиняться и быть в послушании властям, потому что нет власти, не установленной Богом. Все существующие власти установлены Богом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Следовательно, тот, кто восстает против власти, отказывается нести послушание  —  восстает против установленного Богом и оказывает непослушание самому Господу.  Кто  так поступает, тот сам на себя навлекает суд: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:2). То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божиему установлению. Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает им услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать больше Бога, нежели человека: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны  быть послушными властям.

Заключение

Как было показано в работе, новозаветное понятие послушания имеет в своей основе ветхозаветное понятие послушания. В НЗ понятие послушания получило истинное развитие. Ни одна книга НЗ не обходила молчанием эту тему. Дальнейшее развитие (точнее осмысление изложенного НЗ понятия послушания) происходит в толкованиях Святых Отцов на книги НЗ и в святоотеческой литературе. Двух тысячелетний опыт Церкви дал множество примеров практического освоения понятия послушания в подвигах сонма святых угодников и изложен в патериках, житиях святых, богослужебных книгах и другой церковной литературе.

Чтец Сергей  Андреевич Михальчук.

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Науки