Житие Преподобного Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в благочестивой семье. С ранних лет мальчик полюбил храм Божий и зачитывался житиями святых. Но случилось так, что уже в 10 лет Василию пришлось стать кормильцем семьи, так как умер его отец. Василий отправился в Петербург, где устроился рассыльным в одной из лавок Гостиного Двора. Заработанные деньги Василий отправлял больной матери, а свободное время проводил в Петербургских храмах на богослужениях. Уже в те годы он мечтал о монашеской жизни. Однако старец-схимник Александро-Невской Лавры благословил его жить до поры в миру, жениться и воспитать детей.

Вскоре Василий завел собственное дело, и через время стал крупным торговцем пушнины. В 24 года он женился. Через пять лет в семье Муравьевых родился первенец, Николай. Жена, Ольга Ивановна, помогала мужу вести дела. Они вместе посещали богослужения и вместе выполняли молитвенное правило, а по вечерам читали вслух Евангелие. Рабочий день в лавке начинался и заканчивался молитвой. Предприятие Муравьевых — было одним из немногих в Апраксином дворе, где в дни главных церковных праздников торговля прекращалась вовсе. Едва дело начинало приносить прибыль, Василий Николаевич выделял значительные суммы Иверскому монастырю на реке Выксе в Нижегородской губернии. В доме Муравьевых в Казачьем переулке на иждивении хозяина постоянно жили одинокие люди, которых он переводил к себе из казенных больниц… В семье Муравьевых сложился обычай — после литургии в дни двунадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. Ольга Ивановна Муравьева впоследствии признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость к людям и близость по духу к супругу, порой ей было нелегко понять Василия Николаевича. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Духовником Василия Николаевича тогда был иеромонах Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, который окормлял супругов отеческой любовью, помогая всячески их благочестивой жизни. Вскоре отец Варнава благословил супругов жить как брат и сестра.

Пронеслись две революции. В наступившей смуте многие из купцов и дворян предпочли покинуть Россию. Василий Николаевич мог поступить так же. Но к удивлению всех, он отдает свое состояние на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего Монастыря и Иверского Выксунского женского монастыря, основанного иеромонахом Варнавой, и по благословлению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, принимает монашеский постриг с именем Варнава в Александро-Невской Лавре. Ольга Ивановна тоже приняла монашество в Новодевичьем монастыре с именем Христины в один день с супругом.

Всего за несколько лет Варнава прошел путь от пономаря до духовника главного монастыря России, в обязанности которого входило исповедовать епископов трех епархий — Петроградской, Олонецкой и Новгородской! Но перед этим отец Варнава решил принять великую схиму, с именем Серафим. В честь великого подвижника земли русской Серафима Саровского.

Почти три года иеросхимонах Серафим был духовником лавры. Однажды отец Серафим непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток! У дверей кельи старца также ждали посетители… По молитве старца исцелялись больные и бесноватые.

Однако здоровье отца Серафимма резко ухудшилось, и митрополит Серафим Чичагов благословил переезд старца в Вырицу. Вскоре в туда устремился непрерывный поток его духовных детей, ищущих совета, утешения, облегчения телесных страданий. В числе его духовных детей были выдающиеся академики, такие как Иван Петрович Павлов, профессор физиологии, и еще многие ученые, известные всему миру. Поучения его были просты, но достигали самого сердца. Такими же простыми и проникновенными были его стихи.

Ночью безмолвные зрители —

Звездочки смотрят с небес;

Тихо, вокруг от обители

Дремлет дивеевский лес…

Вскоре началась война. По молитвам старца Господь помиловал Вырицу то, что происходило в поселке в эти годы, иначе как чудом не назовешь. Представьте себе: ни один из жителей поселка не погиб, во всем селении был разрушен только один жилой дом, действовала церковь. Это был единственный действующий храм во фронтовой полосе. Немецкие войска, оккупировавшие Вырицу, состояли из восточных румын, которые были православными. Многие из них посещали богослужения. Во время войны, отец Серафим, кроме строгих постов и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне «в саду, в тиши ночной» пред иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя…

Отец Серафим знал о дне своей смерти. Ранним утром 3 апреля 1949 года старцу было явление Богородицы. Серафим уведомил родных: «Сегодня никого принять не смогу, будем молиться», — и благословил послать за священником вырицкой церкви. Были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Серафиму Саровскому. Священник причастил старца Христовых Тайн, отец Серафим приказал читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру он попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, умер со словами: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир».

В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела. С тех пор чудеса на могиле старца не прекращаются, они происходят и в наши дни… Своим духовным детям старец не раз говорил, что наступит время, когда на Руси начнется возрождение храмов и монастырей. Около 1939 года, в самый разгар сталинских гонений на Церковь, он написал свое знаменитое стихотворение:

Пройдет гроза над Русскою землею,

Народу русскому Господь грехи простит,

И крест святой Божественной красою

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.

Богу нашему Слава. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовил Илья Друганов