Семейная реликвия

К 70-летию Великой Победы

20150505_001705-1Эту бумажную иконку помню с детства. Она была вложена в изрядно потрепанный молитвослов, который лежал на кружевной скатерти старинного комода. В деревню, где жили дедушка с бабушкой, меня привозили, как правило, на каникулы. В избе перед образами всегда теплилась лампада. На вечернее молитвенное правило звали и меня. Прошло уже много лет, но до сих пор помню голос бабушки, читавшей молитвы вслух и на память. В конце молитв дедушка всегда бережно брал из молитвослова иконку и целовал ее. Для него это была святыня. Иконку передал ему в благословение его отец, мой прадед — Вениамин, дедко Веня, как называла его моя мама. Иконка была в его нагрудном кармане на фронте в Первую мировую войну — видимо, как благословение матери. Позднее, когда началась Великая Отечественная, ею он благословил и своего сына — моего дедушку Александра Вениаминовича. С нею, вложенной в книжку красноармейца в левом кармане гимнастерки, Поздеев Александр Вениаминович из деревни Пирогово, что на Вологодчине, прошел всю войну.

Поздеев Александр Вениаминович (1909-1979 +27 января)
Поздеев Александр Вениаминович (1909-1979 +27 января)

И как вспоминал потом, образ грел его сердце даже в сложных обстоятельствах, когда смерть была рядом, вселял надежду на Господа и на отеческое благословение.

К великому сожалению, по малолетству, я не смог выяснить подробности о годах войны, но знаю — дед дошел до Берлина и закончил войну в составе 1-го Украинского фронта .

О прадеде Вениамине узнал уже от мамы, но эти сведения тоже очень скудны. Вот ее небольшие воспоминания:

«Дедушка Веня был кустарем, катал валенки, был добрый. Он держал ульи, всех кормил медом. Бывало, когда качают мед, крикнет: «Ребята, бегите за пирогом, медогонку облизывать!» И вся детвора деревенская сбегалась. Дедушка Веня был на фронте, на Первой мировой войне. Когда его раскулачивали, забрали все, даже валенки с детей поснимали. Он был верующий, даже сидел за веру, но недолго. Когда в 1941-м началась война, многих забрали на фронт. В нашем доме молились, вся деревня к нам ходила: выйдет, бывало, мама из избы — проверить, не видать ли света (боялись, чтоб никто не узнал), окна были завешены, зажигали лучину и молились. Народу собирались полдеревни, все тайно было, боялись. Я сторожила огонь — лучину, чтобы пожара не было, а было мне лет семь. Николай Новожилов, слепой, всю службу знал, он и вел все, читал наизусть, а все пели. Бабушка Анна, сама неграмотная была, а всю службу знала: бывало, корову доит или овец обряжает — и все поет. Дедушка приговаривал уже после войны: «Вот, молились все, и всех Господь сохранил, все вернулись». 11 июля 1947 года он умер от голода. Работали в колхозе все, хлеб растили на полях, но колоска взять боялись… Жили по совести и Бога боялись.

Как ушел на войну тятя (так в русских деревнях ласково называли отца), не помню. Письма писал интересные, надо бы рыдать над тем, о чем писал, а мы смеялись — писал с ошибками, неграмотный был. Рассказывал, что был ранен в блокадном Ленинграде, вывезли по Ладожскому озеру совсем худого, весил всего 40 килограммов. А потом на передовую попал. Служил в обозе, прошел всю войну с лошадями: возил продукты и раненых.

Вернулся в 1945-м поздно, уже осенью. Мы играли, и вдруг кричат в деревне: «Санко Поздеев идет!» Вся деревня сбежались, смотрим — идет полем, тропинкой через спелую рожь. А вечером взял гармонь, народу было много, и я впервые увидела, как мама плясала.

Медали у него были за взятие Вены, Праги, Варшавы, Будапешта и Берлина. Но не сохранились. Нам отдал, а мы маленькие были — все изыграли…»

Такие вот небольшие воспоминания о тех непростых годах. Позднее, после смерти дедушки, эта иконка так же хранилась в молитвослове, но теперь ее долго держала в руках бабушка — целовала и давала целовать мне. Однажды, незадолго до смерти, сказала: «Ты ее береги». В то время я спокойно отнесся к этим словам, но сейчас понимаю, сколько надежды и веры было вложено в этот образ, сколько слез было пролито, с какой любовью и верой пронес дедушка через годы войны это родительское благословение .

Теперь эта икона в нашей семье. На лицевой стороне литографии изображен Господь Вседержитель с надписью в верхней части «На память воину». Внизу, под изображением Спасителя, цитата из пророка Исайи, главы 43, стихи 2, 3, 5. «Не бойся! Я с тобою! Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой!»На обратной стороне литографии напечатан псалом 90-й.

Нисколько не сомневаюсь в том, что это чудотворный образ. Он будет находится в нашем храме Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки 9-10 мая.

Протоиерей Евгений Палюлин, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки