О Неделях Великого Поста и подготовке к постному деланию

Состоялась первая встреча-беседа из цикла «Богослужение Великого Поста». В этот раз, в рамках бесед с молодежной группой нашего храма мы взялись за изучение особенного периода жизни Церкви — Великого Поста. Каждый христианин знает, что это время когда Церковь дает нам с избытком все средства для достижения духовного совершенства и радости жизни со Христом. Первая беседа была посвящена обсуждению и изучению богослужений подготовительных недель Великого Поста и содержанию богослужений Святой Четыредесятницы. На следующих встречах мы подробно рассмотрим Литургию Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, особые богослужения поста и Страстную Седмицу.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных Недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»). В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания.

В приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на утрене перед каноном покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери… С этой же целью, сближая семидесятидневный период великопостной Триоди с семидесятилетним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом».

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость.

Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Об этом говорится в песнопениях службы: «От возношения (опустошается) всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое». Церковь призывает («отринуть») высокохвальную гордыню, возношение же лютое, «великохвальное кичение» и «надмение мерзкое» и (призывает) приобретать, «высокотворное смирение», покаянное чувство сердца и умиление.

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

   В эту Неделю евангельской притчей (Лк. 15:11-32). Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его союзе с Богом и в постоянном общении с Ним. Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов. Данная притча призывает не унывать даже самых лютых грешников если они решили изменить себя.

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25:31-46).  В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама усопших во благочестии и правой вере.

В эту субботу Церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты — «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом, отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.

Мясопустная Неделя посвящена воспоминанию всеобщего, последнего и страшного Суда живых и мертвых (Мф. 25:31-46). Церковь в многочисленных стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, ибо грешники предстанут перед нелицеприятным Судом Божиим»: «О, каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на Престоле страшном! <…> тогда труба возшумит вельми, <…> небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется <…> Мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут… Книги разгибаются, и деяния обличаются, и тайная тмы явлена бывают… Приидите, услышите царие и князи, раби и свободнии, грешницы и праведницы, богатии и нищий: яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней.

Напоминая о последнем и страшном Суде Христовом, Церковь вместе с тем показывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог — милосерд, но Он — и праведный Судия. Всем богослужением этой Недели Церковь стремится привести грешников, беспечно полагающихся на милосердие Божие, к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? На те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. Ибо Господь произнесет Свой Суд преимущественно по делам милосердия, причем по делам, возможным для всех, не упоминая о других, высших добродетелях, неодинаково доступных каждому.

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНЫЕ

В просторечии названа масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) .

Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение». Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произошедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста. Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников и напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.

На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, как должно поститься (Мф. 6:14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Апостол (Рим. 13:12 — 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза.

С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. В понедельник первой седмицы после утрени или после часов священник читает в церкви прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы»

В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике.

Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия.  Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских.

ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба.

Вторая седмица и вторая Неделя Великого Поста называются седмицей и Неделей светотворных постов, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и этой Недели Церковь, сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста.

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особой силой раскрывается в Неделю святого Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (XIV век). Святой Григорий, будучи великим подвижником горы Афон, известен также как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (КРЕСТОПОКЛОННАЯ)

В службе третьей Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Крест находится на середине храма до пятницы 4 седмицы. Вынос и поклонение Кресту в Неделю Крестопоклонную совершается с той целью, чтобы напоминить христианам о страданиях Спасителя и укрепить их к прохождению трудного поприща поста.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Кроме прославления Святого Креста, в богослужении 4 седмицы Великого Поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В богослужении этой Недели Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 до 80 лет подвизался на Синайской горе. В своем творении «Лествица райская» он изобразил путь постепенного восхождения человека по лестнице души, возводящей к духовному совершенствованию. Таких степеней (ступеней) в «Лествице» указано 30 — по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в этой книге расположены в естественном их порядке и преемстве от приготовительных и низших — к высшим.

В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает нам, что мы впали в грехи, подобно человеку, впадшему в руки разбойников, внушает нам упование на милосердие пострадавшего за нас Господа.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА И ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В четверг пятой седмицы на утрене прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня первой седмицы, а также читается житие преподобной Марии Египетской, представляющее образец истинного покаяния. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.

В четверг по случаю чтения великого канона служится Литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», то есть не великопостный. Если в четверг или в среду 5 седмицы случится праздник Благовещения, то чтение Великого канона переносится на вторник, и тогда во вторник совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Суббота 5 седмицы называется субботой акафиста, сама же служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя во дни поста от нападения сарацин и скифов в 626 году.

В пятую Неделю Великого Поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (ум. в 522 г.) и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся.

В песнопениях канона этой Недели, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы «Ваий» раскрывается смысл притчи о богаче и Лазаре, дабы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь призывает христиан «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а также ревновать терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а правда и воздержание со святостию» и милосердием.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА (СЕДМИЦА ВАИЙ)

В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что выражается в тропаре праздника:   Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.

НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВАИЙ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ

Эта Неделя посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырех евангелистов (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» — ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем — от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствует свт. Иоанн Златоуст. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Если Вы хотите участвовать в жизни молодежной группы нашего храма или приходить на встречи и беседы, пишите нам: molodej-hram@yandex.ru Мы не пытаемся отделить молодых от взрослых, однако к каждому из нас нужен разный подход, разная подача информации и пр. Молодые люди и девушки часто стесняются своего мнения и боятся непонимания… Однако в своей среде, где на них не смотрят их родители и старшие по возрасту прихожане это мнение все же высказывается и может быть исправлено в соответствии со святоотеческим учением и Евангелием. Если Вы уже не можете посещать встречи и беседы молодежной группы, не расстраивайтесь! Для всех желающих каждое воскресенье проводятся лекции по Богословию, Литургике и Истории Церкви.