«Тихвинская Богоматерь» из Карелии на проспекте Науки в Петербурге

Все, кто хоть раз видел на стене скромной квартиры на Гражданке эту икону, забыть её не мог. Написанная темперой на Тихвинскаяпаволоке (материи), натянутой на деревянную доску, Тихвинская икона Божией Матери входила в большое частное собрание иконописи, спасенной от уничтожения из разрушенных храмов русского Севера (прежде всего, Карельского перешейка) после гонений на церковь и нуждающейся в реставрации. В квартире, где хранились пострадавшие от небрежения и просто выброшеные на открытый воздух иконы из разрушенных церквей, жила семья Глаголевых — Монаховых. Образа в трудные годы вывозил в Ленинград родственник искусствоведа Галины Алексеевны Глаголевой, создатель нескольких памятников воинской славы на территории Карелии (по вероисповеданию — мусульманин), с благоговением относившийся к этим старым доскам как к произведениям искусства. Вначале они хранились в его мастерской, а потом, в течение более десяти лет — в квартире Г. А. Глаголевой на проспекте Науки, которая без колебаний дала согласие на размещение в небольшом помещении нескольких десятков больших по размеру, алтарных, можно сказать, «раненных» икон.
В экстренных случаях закрепление осыпей красочного слоя осуществлялось на месте нахождения иконы, часто лежащей около разрушенного храма под открытым небом. Все знакомые, ученики, коллеги Г.А.Глаголевой воспринимали комнату, где хранились иконные доски, фрагменты резных, с облупленной позолотой, алтарей, металлических образков с упавших крестов на северных кладбищах, как единое собрание. Она проводила здесь занятия по истории древнерусской живописи.
Спасенные иконы имели разную судьбу. Основную часть скульптор, составитель коллекции, впоследствии вывез. Но три прекрасные иконы Богоматери северного письма остались у Г.А.Глаголевой. В последний год жизни Галина Алексеевна подарила наиболее ценную – Смоленскую Богоматерь Одигитрию XVIII века – в возрождающийся храм Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Сейчас ее можно видеть в алтаре храма.
А большая Тихвинская икона, о происхождении которой ничего не было известно и самому её спасителю, несколько раз экспонировалась на православных выставках. Особенно запомнилась на выставке «Всё победивший звук», посвященной творчеству выдающегося ученого Максима Бражникова, который впервые расшифровал древнерусские церковные песнопения. И это при том, что нижнее поле иконы очень пострадало от сырости.
В память Г.А.Глаголевой икону приняли на реставрацию в Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха (бывшую Школу Императорского Общества Поощрения Художеств). Но очередь за долгие годы не дошла до нее, так как студенты должны были много работать по заказам от храмов и музеев.
Дочь Г.А.Глаголевой – Е.Н.Монахова приняла решение передать образ в храм Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки, памятуя о том, что долгое время святыня хранилась почти рядом с местом, на котором он впоследствии был возведен.
Пусть наконец обретет многострадальный образ благое пристанище и вернет себе – по пожертвованиям прихожан – первоначальный облик.

+++

Несколько слов о преподавателе истории искусств Г.А.Глаголевой (1920-1993) и об училище, которому она посвятила долгие годы вдохновенного творчества.
Вот что говорится о ней в книге о старейшем в Петербурге-Ленинграде учреждении по подготовке художников, которое было основано в 1839- м году и в настоящее время продолжает свою деятельность.

История искусства – ведущая дисциплина учебного плана профессионального образования и воспитания молодых художников. Некогда в Школе Общества Поощрения читал курс «Древнерусского искусства» Н.Рерих, преподавал известный критик С.Маковский, делились своими знаниями Е.Лансере, Н.Бенуа, искусствовед А.Горностаев: в библиотеке училища сохранились его рукописные лекции с изящными рисунками тушью.
Галина Алексеевна Глаголева была достойным продолжателем традиций отечественной культуры и науки искусствознания. Она работала преподавателем более тридцати лет в любимом ею училище, а в трудные годы безвременья выполняла обязанности и завуча, и директора.
Начался её долгий педагогический путь в блокадном 1943 г., в полуразрушенном, холодном здании на Таврической улице,35. Будучи ещё студенткой Академии Художеств, Галина Алексеевна с первых лет стала ведущим преподавателем училища, определяя в разные времена его нравственный климат, атмосферу свободного дыхания в общении с искусством.
Она обладала редким даром – сохранять духовную связь с учениками на годы, на всю жизнь. После кончины Г.А.Глаголевой её воспитанники многих поколений испытали чувство горькой утраты, пустоты, необратимой потери незаурядного, яркого человека.
В некрологе «Памяти Галины Глаголевой», опубликованном в газете «Невское время» за подписью 200 учеников, высокое признание учителя и наставника.

Е. Н. Монахова — Глаголева, сотрудник литературного музея.
23 июня 2014