Возвращение преподобного Феодосия

tihvinsk_ikoni2Прошло сравнительно немного времени со дня передачи Церкви мощей преп. Феодосия Тотемского или, как можно сказать, второго обретения, но свидетелей этого события из числа духовенства практически не осталось. Ушли в вечность архиепископ Михаил Вологодский, его старший иподиакон — диакон Анатолий Макаров, всегда и везде сопровождавший владыку, клир Лазаревского храма в полном составе вместе с его настоятелем, любимцем Вологжан, протоиереем Владимиром Завальнюком. Писатель этих строк с ужасом обнаружил, что пожалуй он единственный, кто помнит, как это происходило. Поэтому, предлагаю вниманию вашему, боголюбивый читатель, краткий рассказ о том, как были обретены честные мощи преподобного Феодосия Тотемского.

(В нашем храме, в иконе есть небольшая частичка мощей преподобного,  доставшаяся с обретения)

1988 год явился для Церкви юбилейным, начали открываться храмы, передаваться святыни. Для Церкви наступил новый период ее бытия. Иподиаконское послушание дало возможность погрузиться в жизнь Церкви и быть свидетелем интересных событий. Одним из таких событий явилось возвращение мощей прп. Феодосия Тотемского.

Служение иподиакона считается в Церкви хотя и самым низшим, ведь иподиакон отвечает, если можно так выразиться, за техническую сторону архиерейского богослужения, но, вместе с тем, почетным — по близости к епископу. Иподиаконы, как правило, одними из первых узнают церковные новости, а о церковных событиях, участниками которых они нередко являются, сопровождая по должности архиерея, могут рассказывать до безконечности. Весенним апрельским утром спешу в «епархию», во дворе уже суетится старший иподиакон о. Анатолий Макаров.

— Ты чего так рано? В музей после обеда едем, — сообщил он, — ну да ладно, бери чемоданы, поможешь.

В чемоданах архиерейское облачение, которое мы должны были поднять по крутой деревянной лестнице на второй этаж для того, чтобы вновь через пару часов опустить их вниз и погрузить в багажник архиерейской «Волги».

—А облачение зачем? — спрашиваю о. Анатолия.

— Да и сам не знаю, вдруг пригодится.

С нетерпением жду послеобеденного времени, для меня это большое событие — своими глазами увидеть святые мощи. Еще в детстве приходилось бывать в Троице-Сергиевой Лавре, куда брала меня с собой бабушка. Помню, как со страхом подходил к серебряной раке с мощами прп. Сергия, где под покровцом угадывалось очертание главы преподобного, и вот скоро мы увидим другого преподобного — Феодосия Тотемского. Мне представлялась большая рака, где величественно почивает праведник. О. Анатолий весь в нетерпении, ходит из угла в угол, постоянно посматривая на часы.

— Ну где она, машина? — спрашивает сам себя, жестикулируя руками в направлении потолка. — Сказал, раньше подъедет: нам ведь еще чемоданы грузить!

Наконец подъехала архиерейская «Волга», значит, пора. Несемся вниз по лестнице с чемоданами, чтобы уложить их в багажник. По ступенькам, со второго этажа степенно спускается грузный Владыка, мы смиренно подходим под благословение. На Владыке черная греческая ряса, на которой незадолго до этого, видимо, полежала кошка, вся спина в шерсти, и о. Анатолий старательно начинает хлопать Владыку по спине.

— Да что Вы меня хлопаете по спине? — недоуменно вопрошает архиерей. — Перестаньте же наконец!

— Кошки, Владыка, — виновато произносит о. Анатолий и отходит в строну.

По дороге, уже в машине, Владыка вслух рассуждает о промысле Божием в судьбах Церкви, и о мощах преподобного Феодосия, которые были отобраны у Церкви в апреле 1919 г., и теперь, в апреле же, возвращаются в Церковь. Мы внимаем Владыке. Вологодский краеведческий музей, куда мы прибыли, представляет собой целый комплекс зданий и построек: величественный Софийский собор и колокольня, Воскресенский собор, архиерейский дом и подсобные постройки — все это окружено мощными стенами с бойницами, когда-то здесь обитали вологодские архиереи. Теперь это музей, который принято называть Вологодским кремлем. К слову говоря, владыка Михаил, как бы его не приглашали посетить Софийский собор, всегда отказывался это делать, он считал неприличным для достоинства Церкви посетить этот храм в качестве туриста. “Для них это музей, ну, а для меня – мой кафедральный собор; я войду туда только вместе с верующими, чтобы торжественно совершить службу”. В то время это было маловероятным. Но слова владыки оказались пророческими.( Придет время и он войдет в этот храм в качестве архиерея встречаемый колокольным звоном и своей паствой. ) Входим на территорию. В кремле нас встречает «человек в штатском», Владыка с ним учтиво здоровается, возможно, это был местный уполномоченный совета по делам религий, который внимательно осматривает нас, сопровождающих архиерея. Слышу негромкую просьбу «человека в штатском» провести данную акцию, то есть перенос мощей, без особого афиширования. По пути обсуждаются вопросы перевозки и размещения мощей в храме. Всех ведут в запасники музея, которые располагаются в помещении еще в XIX веке упраздненного Крестовоздвиженского храма — здесь теперь находятся музейные фонды. В сопровождении директора музея и хранителя фондов идем мимо огромных икон, которые ждут своей реставрации, и вот, наконец-то, то, ради чего мы спустились в это запыленное помещение: под большими листами пожелтевшей от времени бумаги — колода. Сотрудник музея снимает запыленные листы, и перед нами в колоде, то есть в гробу, который выдолблен из цельного куска дерева, предстают останки человека со скрещенными на груди руками, видны фрагменты церковных облачений. Сотрудник музея поясняет, что, по сохранившимся описаниям, мощи прп. Феодосия Тотемского «полуистленные», то есть сохранившиеся частично, что мы и видим в настоящее время: мышечные ткани и кожные покровы, потемневшие от времени. Перед нами лежал человек, истерзанный безбожным временем, в музейной пыли, забытый современниками, но не забытый Церковью и Богом, лежал величественно, как будто ожидал этого дня. Владыка осеняет себя крестным знамением и прикладывается к преподобному, мы следуем его примеру. Тихо звучит величание. Покидаем запасники музея, Владыка берет под руку «человека в штатском» и отводит его в сторонку, их беседа продолжается еще несколько минут. Возвращаемся в епархию, облачение не пригодилось — и чемоданы по скрипучей лестнице вновь поднимаются на второй этаж. Через несколько дней, 29 апреля 1988 г., состоялся официальный акт передачи мощей преподобного Феодосия Вологодской епархии. Без лишнего шума, как и просил «человек в штатском», несколько священников и несколько иподиаконов, в числе которых был и написатель этих строк, вновь направляются в запасники музея. Поднимаем колоду со святыми останками преподобного, из-за узости прохода буквально боком выносим на улицу и ставим на траву возле прибывшего автобуса, который был заказан в похоронном бюро. Здесь, во дворе Вологодского кремля, преподобный, предстоящий у Престола Божия, увидел солнечный свет, навсегда покинув фонды музея, где, говоря церковным языком, «почивал», хранимый по Промыслу Божию несколько безбожных десятилетий. Во двор спускаются сотрудники музея, для многих из них открытие этого «экспоната» было откровением. Владыка Михаил произносит проникновенное слово, рассказывая о жизни преподобного Феодосия, не забывая поблагодарить сотрудников музея за их труд по сохранению национальных святынь. После официальной передачи гробница с мощами святого покрывается пеленой и погружается в автобус, который направляется в Лазаревскую церковь г. Вологды. Здесь, перед входом в храм, вологодское духовенство в церковных облачениях встретило святые мощи преподобного Феодосия. На плечах, в сопровождении хоругвеносцев, под колокольный звон, гроб был обнесен вокруг Лазаревского храма и установлен с левой стороны алтаря у стены. Во исполнение просьбы «человека в штатском», особого оповещения верующих не было, но, как говорит Писание, «нельзя утаить город верху горы стоящий» (Мф.5.14). Пришел народ православный для того, чтобы встретить потерянную святыню. То, что святые мощи Феодосия Тотемского, небесного покровителя г. Тотьмы, были возвращены в один из Вологодских храмов, а не в Тотьму, объясняется очень просто. В городе Тотьме, насчитывавшем до 1917 года 12 православных храмов, к апрелю 1988 г. не было ни одной действующей церкви. В последней из них — Успенской — служба не проводилась с 1937 г. Четыре года верующие хлопотали об открытии в городе действующего храма, но только в мае 1988 г. в Тотьме была зарегистрирована православная община. Для совершения богослужений ей было передано здание полуразрушенной Троицкой церкви, на отшибе, с условием восстановления силами и средствами верующих.

Прот. Евгений Палюлин
Из воспоминаний о владыке