Вера и дела. Проповедь на чтение из Апостола (Галатам 2:16-20)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сёстры! Сегодня во время литургии читалась книга «Апостол», а именно, фрагмент Послания апостола Павла к Галатам.
Это апостольское чтение затрагивает целый ряд вопросов: каковы различия и сходства между заповедями Ветхого и Нового Заветов; в чем заключается роль веры во Христа для нашего спасения и почему подлинная вера может быть только деятельной.
Какие заповеди содержатся в Ветхом Завете, или, другими словами, в Ветхом Законе? Их можно разделить на 3 части: нравственные, обрядовые и общественные. Общественные заповеди – это, по сути, аналог наших правовых, юридических норм. Обрядовые заповеди – это, например, заповедь о соблюдении покоя в субботу – день, который чтили иудеи. Можно сказать, что в Новом Завете продолжают действовать только нравственные ветхозаветные заповеди. Когда в сегодняшнем зачале апостол Павел говорит о том, что он «умер для закона» (Гал 2:19), он говорит, что ему стал чуждым обрядовый и общественный Ветхий Закон, но никак не нравственные ветхозветные заповеди.
И это очень важно для нас. Церковь учит, что как Новый, так и Ветхий завет дал людям Сын Божий, который в Ветхом Завете являлся то в виде Ангела, то в неопалимой купине, а в Новом Завете — воплотился. Как в Ветхом, так и в Новом завете действуют, по сути, одни и те же нравственные заповеди. Две самые главные новозаветные заповеди напрямую взяты Христом из Ветхого завета: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф 22:37; ср.: Второзаконие 6:5) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф 22:39; ср: Левит 19:18).
Вместе с тем, Новый Завет существенно отличается от Ветхого, поскольку призывает нас исполнять нравственные заповеди глубже и совершеннее.
Формальное исполнение заповедей ветхозаветными фарисеями погубило их. Нам этот формализм тоже бывает свойственен, когда мы просто «присутствуем» на работе или пытаемся «замириться» с людьми, не работая над теми противоречиями, которые нас, собственно, разделяют.
Что такое подлинное исполнение заповедей Божиих? Исполнение именно того, чего ожидает от нас Бог, то, о чем нам говорит наша совесть. Для этого Он помещает нас в те конкретные жизненные обстоятельства, в которых каждый из нас находится.
Почему же мы избрали библейские заповеди своим ориентиром? «Мы доверились Иисусу Христу» (Гал 2:16), как говорит апостол Павел. Именно благодаря вере во Христа, благодаря вере Христу мы приняли Его заповеди. А получив эти истинные ориентиры в нашей жизни, мы имеем возможность, с помощью Божией, совершать дело своего спасения.
Дела являются продолжением нашей веры. Апостол Павел говорит: «живу верою в Сына Божия» (Гал 2:20), то есть: «содержание моей жизни – это вера в Сына Божия. Все мои поступки – это свидетельство о моей вере в Сына Божия». Я распят вместе со Христом» (Гал 2:19), говорит апостол, то есть: «я распялся миру – его заблуждениям и страстям, – всему, что – что Христос считает ложным».
А когда мы не исполняем заповедей Христа, не исполняем Его волю, значит мы, сути, верим во что-то другое (например, что заповеди Христовы –неисполнимы). Значит, у нас нет подлинной веры.
Конечно, мы поражены грехом, и наших сил, нашей верности Христу не хватает. По словам апостола Павла, «Не понимаю, что делаю: … не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7:15).
Но будем помнить, что Господь смотрит  на намерения человека, если мы внутренне решимся, насколько можем, творить Его заповеди, творить истину, Господь даст Свою благодать их исполнить. Господь будет жить в нас. Господь уже живет в нас, а мы – пребываем в Нем, настолько, насколько мы творим Его правду и истину.
Аминь.

Вячеслав Приходько, 3 курс СПб Духовной Семинарии