Много званных, мало же избранных…

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали притчу о званных на пир. Эта притча удивительным образом отражает взаимоотношения Бога и человека!

В начале притчи мы видим, как царь приглашает на брачный пир званых. Кто такие эти люди? Это те люди, которые знали царя. Но они были не просто приближенными, они были уже изобильно одарены милостями этого человека, потому что он царь, а значит, он заботился о своих подчиненных и любил их. Званые пренебрегли сделанным им предложением. Что их удержало? Ответ есть в Евангелии: «Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:5). У каждого нашлось свое дело.

В приведенном выше фрагменте нам очень легко узнать себя. У нас есть земля, у нас есть дом, у нас есть своя семья, а во главе всего этого лежит наше собственное желание быть счастливыми. Услышав призыв Спасителя пойти за ним, человек взвешивает, что же для него важнее. Нам кажется, что следование за Христом будет означать потерю всего того, к чему мы приросли сердцем. И погоня за собственным счастьем отрывает нас от следования за Христом. Мы не готовы пожертвовать кусочком себя для Бога, потому что хотим все лучшее сохранить для себя. Но мы не скажем сами себе: «Нет, Господи, я не пойду за Тобой». Мы ответим иначе: «Подожди немного, Господи, пока я сделаю свои дела. Пока я возделаю землю, которую Ты мне дал, и обустрою свой дом. А потом я обязательно пойду за Тобой». Проходят годы, десятилетия, а мы все так же сидим на своей земле, сторожим свои амбары, и так и не наступает в нашей жизни момент, когда мы скажем себе, что наконец-то мы свободны и можем пойти за Тем, кто дал нам жизнь и поддерживает ее своим дыханием.

Как поступает Господь в этой притче дальше? Он говорит: «Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22:9). Кого они позовут? Тех, кто и не подумал бы придти, потому что понимают, что недостойны этого. Они понимают, что этого не заслужили. «Пойдите, — повторяет призыв Господа владыка Антоний Сурожский, — соберите нищих, соберите хромых, слепых, разбитых жизнью, оскверненных жизнью, таких, которые через жизнь пронесли только изнурение души и тела, лохмотья жизни, – пусть придут!». Эти люди понимают, что недостойны чистоты и этого призыва, но они отзываются на этот призыв любви и отвечают с изумлением и вниманием.

Среди изнуренных и бедных людей находится человек, который, как мы видим, приходит не в брачных одеждах. Он понимает, что идет на брачный пир, понимает, к Кому он идет, но приходит неподготовленным. Что это за неподготовленность? Для чего приходят на пир наши друзья? Чтобы разделить нашу радость или чтобы просто покушать? Любящий человек придет, чтобы разделить радость. Нелюбящий же придет из необходимости насытить свой желудок. Свойство любви — отдавать, но наша любовь часто от настоящей самоотдачи сохраняет только название. Мы произносим в молитвах просьбы вновь и вновь. И забываем поблагодарить вновь и вновь. Тем самым мы выводим сами себя из взаимоотношений любви и становимся потребителями Бога. И мы не хотим очистить свою душу от привязанностей, хотя это требуется для того, чтобы надеть брачные одежды. Мы хотим использовать Бога так же, как использовали до этого свою жизнь — безответственно и нерадиво. Мы хотим от Бога сил, здоровья, материальных благ для того, чтобы все это приносило нам радость. Чтобы мы в конце концов стали зваными, а не избранными.

Мы приходим к Богу для того, чтобы взять. Мы знаем, что Он — источник нашей жизни, и приходим для того, чтобы взять от Него этой жизни. А как мы ею распорядимся? Потратим ее впустую или подарим жизнь еще кому-то? Христианин призван любить, а значит, отдавать. Мы призваны дарить нашу жизнь, отдавать ее ближним так же, как отдает нам Свою жизнь Сам Бог.

Подумаем сегодня, похожи ли мы на персонажей этой притчи? Похожи ли мы на первых званых, которые отказались придти, потому что им довольно, достаточно той земли, которую они имеют, и им не нужен Бог? А может быть, похожи на тех, кто проживают жизнь, растрачивая все, и, вспомнив и познав Бога, используют это знание только для того, чтобы и от Бога получить что-то еще? Постараемся научиться разделять с Богом не только наши потребности и радости, но будем помнить и о том, что Господь каждого из нас призывает разделить радости и горести с Ним, с нашим Творцом, призывая каждый раз нас на богослужение. Замечательно на эту тему рассуждает митрополит Антоний Сурожский: «Как будет страшно, – пишет владыка, — не потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, – когда мы станем перед Богом и вдруг поймем, как мы были любимы и как мы были всю жизнь безразличны, забывчивы, себялюбивы: как мы к Нему относились бесчеловечно». Будем и мы, дорогие братья и сестры, упражняться в любви, и тогда мы обязательно сможем услышать, увидеть и почувствовать любовь Бога, а главное — ответить на нее всем нашим сердцем и всей нашей жизнью! Аминь!

иерей Георгий Аладьин.