Мы зря не читаем ранних отцов Церкви

Когда появилась идея создать «клуб» или «кружок», называть можно как угодно, по изучению и обсуждению святоотеческого наследия, многим и в голову не могло прийти, что конкретно мы будем изучать и обсуждать. Какие первые мысли? Разумеется, мы будем читать труды таких святителей, как Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов… не забудем прп. Иоанна Лествичника, Паисия Святогорца. Но! Оказалось все совсем не так, до трудов указанных нами святых надо еще добраться, и будет это не так скоро, как бы хотелось.

Наше изучение и обсуждение мы начали с самых первых веков христианства, как это делается на уроках по Патрологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Более того, за основу первого года нашего клуба мы взяли материалы 3 курса семинарии, благо в настоящее время любой желающий может приобрести не просто труды древних отцов, но и сами лекции, читаемые в стенах духовных школ. Итак, многие ли знают такие произведения, как «Дидахи» и «Пастырь Ерм»? К сожалению, не многие. А из что-либо о них слышавших кто взял и прочитал? Единицы… А, к слову, произведение «Пастырь Ерм» в Древней Церкви имело такой авторитет, что не просто читалось на богослужении, на даже рассматривался вариант внесения его в число книг Нового Завета наравне с апостольскими посланиями!

В очередной раз собравшись и заранее подготовившись, мы приступили к изучению истории и особенностей книги «Пастырь Ерм», а также к обсуждению первой главы с названием «Видения».

Первая глава оказалась очень интересной… Автор книги повествует о бывших ему видениях, в которых Церковь Христова предстала в двух образах: женщины и башни. Женщина сперва была стара, потом, укрепляясь, становилась моложе, стремясь к красоте и здоровью юности. Такое изменение Церкви как женщины, не стареющей, а наоборот, молодеющей, символизирует в том числе покаяние каждого христианина, которое укрепляет и омолаживает всю Церковь. Не менее, а может, и более интересный образ Церкви — образ строящейся башни. Башня строится из разных камней, одни идут в основание, другие — в само здание, одни гладки, другие шероховаты; некоторые еще не пригодны для строительства и откладываются рядом со стенами, а другие, будучи тоже непригодными, выбрасываются далеко от башни. Все эти камни, а по сути — христиане, есть строительный материал в руках Божиих, и Ерм подробно объясняет, почему одни входят в башню, а другие отбрасываются от нее. Например, камни с трещинами — это те, кто будучи христианами, затаили злобу на ближнего и не годны в строительство.

Интересны и обстоятельства жизни Ерма. Будучи женатым человеком, увидев девицу «добрую лицом и нравом», только подумал: «Хорошо бы мне иметь такую жену», — подумал без дурной мысли, без, как ему казалось, и тени худого умысла… Однако был осужден и укорен от Бога за это. Если тебе, человеку, у которого уже и дети есть, в голову пришло, что жена твоя чем-то дурна, то не ты ли, глава семьи, виновен в этом? То же самое можно говорить и о женщине, которая недовольна тем, кого однажды избирала свободным произволением. Не менее интересно, что Ерм много молился, он был праведен, ему даже было обещано спасение за его труды… но! Он нес бремя житейских невзгод, нес тяготы, в том числе финансовое неблагополучие. Причина этих невзгод была открыта ему — ты, Ерм, мало следишь за своей семьей. Твои дети растлились и жена не сдержана в речах… Будучи сам молитвенником, он забыл об ответственности за свою семью, на что Господь указывал ему через скорбь.

Многое другое можно прочесть в этой книге, чего мы желаем каждому!