Неудобный юбилей?

«Неудобный юбилей…» — именно так часто стали называть нынешнюю дату, столетие Октябрьской революции. И понятно: если мы сегодня будем почитать этот день праздником, то почему бы не поддержать идею празднования так называемого евромайдана, тоже ведь мало чем отличающееся от событий столетней давности происшествие.

В год или в день столетия революции можно сделать многое: можно отмолчаться; можно во все горло обвинять во всех смертных грехах ту сторону противостояния, которая нынче менее популярна в обществе; не лишним будет проведение различных историко-экономических или политологических конференций; можно в конце концов плюнуть на историю и снять позорящий последнего императора фильм, ведь история — это чаще всего не то, что было с людьми, а то, что умело подали людям. Все это можно, но нам не хотелось бы делать что-либо из перечисленного, тем более все это уже сделано до нас. Раз мы решили писать, то есть решили не отмолчаться, то очень кратко напомним себе, что нам, уже по прошествии ста лет, не стоило бы мазать все двумя цветами, красным и белым, грубо это и едва ли правильно.

Вчера, накануне этого неудобного юбилея, мы небольшой компанией прихожан из, как нам уже привычно называть, молодежной группы, отправились на спектакль «Тихий Дон». Стоит ли говорить о спектакле? Не думаю, хотя эта постановка заслуживает эпитета «шедевр» — стоит сказать о людях. Хутор, веселая казачья жизнь… люди женятся, молятся, рожают детей… разумеется, грешат, часто тяжко грешат, но все же живут «миром», то есть дружно. Но начинается истощающая русскую землю война, меняется власть, начинается разброд и шатание. Некогда дружные между собой семьи становятся врагами, причем их не примиряют даже кровные связи, цвет становится выше крови — убеждения выше родства. Может ли из нас кто-то утверждать, что он понимает в жизни все и уж точно свободен от заблуждений? Если да, то давайте вместе осудим тех из мужиков, кто встал на сторону красных, и покончим на этом. Только мне представляется, что мы окажемся в толпе тех, кто, приводя ко Христу блудницу, говорил Ему: «По закону мы должны побить ее камнями». Что ответил Христос, мы помним. Одни с убеждениями шли убивать тех, кто, как им искренне казалось, паразитировал на тех, кто трудился в поте лица. А другие, в том числе стяжавшие все свое имение честным трудом, вынуждены были убивать своих друзей и соседей, защищая семью и имение. Зло так смешалось с миром, так соединилось с человеком, что, убивая зло, ты зачастую убиваешь человека. Разумеется, мы говорим сейчас не о верхушке, мы говорим о простых людях, которым Бог сулил оказаться в тяжелой ситуации исповедничества и скорби. Шолохов в своем произведении показал нам этот страх, где, казалось бы, в смерти виноваты и все, и никто одновременно. Да, если бы у нас была истинная вера и любовь, то не случилось бы семнадцатого года… Да, в идеале виноват тот, кто позарился на чужое, но опять же, это идеал… а в жизни иначе, есть ли среди нас тот, кто ни разу не возжелал того, что имеет кто-то другой, кто не позавидовал другому?

Сколько смертей, сколько ненависти, ошибок и предательства… Но что теперь, что сегодня? Мы изначально и не собирались давать ответ хоть на какой-нибудь вопрос относительно революции, которая всегда приносит смерть и страдания… слишком непросто это сделать. Но хотелось бы задуматься, хотелось бы наконец-то понять, что виноваты все, каждый на своем месте. Хотелось бы, чтобы каждый из нас искал возможностей единства и примирения и научился смотреть на жизнь глазами не только тех, кто стоит за его спиной, но и тех, кто скалясь смотрит ему в глаза. Сегодня нам нельзя разделять свой народ, надо собирать его… наконец понять — не усвоив уроки истории, она, эта самая история, преподает нам те же самые уроки снова и снова, но уже с большей интенсивностью для нашего же исправления.