Слово в неделю перед Рождеством Христовым.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Какой странный звучал сегодня на Литургии текст из первой главы Евангелия от Матфея. Это родословная Спасителя. А зачем в родословной Иисуса Христа такое перечисление? Да еще с разделением три раза по четырнадцать родов…

Это так называемая Гематрия имени. Что это такое? Это очень древняя система исчисления имени. Древний мир очень увлекался числом имени. Тем, кто хорошо знает церковнославянский язык это станет более понятно. В церковнославянсом языке, мы знаем, цифры обозначаются буквами. «Азъ» соответствует цифре 1, «Веди»- цифре 2, сложение этих двух букв означает цифру 12.

Откуда это взялось? А вот откуда: такая система существует в древнееврейском языке, где каждая цифра означает букву. Так вот имя Давид означает 14. Потому что каждая буква имеет свою цифру, а сложение этих букв в имени Давид и образует число 14.

Вот почему родословная Иисуса разделена на 3 раза по 14. То есть трижды Давид! Давид, Давид, Давид! Всем, даже безграмотным было известно, что Мессия придет из рода Давидова. Именно поэтому мы так часто слышим в Писании, как обращались ко Господу люди: «Иисус, сын Давидов, помилуй нас!»

Для иудеев это было очень важно. Иисус — это трижды потомок Давида. Вот почему Евангелие от Матфея начинается с родословной. (К слову говоря, число 666 это тоже гематрия. Цифровое значение имени римского императора на древнееврейском «кесарь Нерон», будет составлять из себя число 666. По всей видимости это относится не столько к исторической фигуре римского императора, сколько к антихристу — таинственной богоборческой фигуре последних времен).

Казалось бы, а в чем важность этого текста родословной для нас? Ведь евангелист Матфей писал Евангелие для иудеев, своих современников. Но для нас это тоже важно. Важно, что Бог исполнил свое обетование, Он пришел из рода Давидова. Мы ведь тоже с вами люди обетования. Древним был обещан Мессия. А нам, людям Нового Завета, обещано не больше не меньше, нам обещано Царство! С каких слов начинается Литургия: «Благословенно Царство!» Оно уже пришло, потому что пришел на землю Сын Божий!

До праздника Рождества Христова остается неделя. Не смотря на новогодние шумные дни — это неделя поста. Неделя не праздного веселия, но богомыслия. Когда-то, точно также мир стоял на пороге Рождества, но не заметил Того, Кто пришел в мир. Постараемся же глубоко и вдумчиво провести эти дни, предуготовляя дом своей души, дабы в нем родился Христос!

Аминь.

Протоиерей Евгений Палюлин. 31.12. 2017