Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
На день всех святых мы все именинники, а сегодня именинники те, кто носят имена русских святых. История возникновения праздника относится к 16 веку и связана с именем Макария, митрополита Московского. Впоследствии праздник был забыт, во всяком случае утратил свое праздничное значение. А восстановлен — на поместном соборе 1918 года, как некий итог святости прошлых веков…
Размышляя вчера на эту тему, мне подумалось: «А как это можно утратить праздник?» И мне пришла в голову вот такая мысль:
Русь была сельскохозяйственной, а сейчас время сенокоса. Не заготовить вдоволь сена, значит оставить на зиму без пищи коров,овец, лошадей, другой скот… Кроме того, ведь сено заготавливали и на продажу. Прекрасно помню свое детство, когда бабушка и дедушка в деревне держали корову и овец, сколько сена нужно было. И сенокосы были не у дома, нужно было ехать или идти очень неблизко, косили вдоль рек, у всех были свои покосы, которые расчищали от зарослей. И нередко уходили на сенокосы на недели и жили в шалашах.
Так вот,1918 год. Но не знали отцы собора восстановившего этот праздник, что всё ещё впереди. Что святость, мученичество и исповедничество века 20-го превзойдет святость первых веков христианства. Огромный сонм святых мучеников двадцатого века обильно полили своею кровью русскую землю, но не предали Христа, не предали и не продали ни веру, ни совесть, ни Отечество. Господь, как Иова, испытал нашу землю, наш народ.
Всем нам хорошо известно библейское сказание о Иове многострадальном. О том, как он славил Бога, был богобоязнен и благочестив. Под кровом его дома питались алчущие и жаждущие, обретали поддержку ослабленные. Всем от широкой души своей помогал Иов. Так вот, в книге сказано, что на небе был совет, и пред лице Божие предстал и сатана. И Господь задает ему вопрос: «Где ты был?» И сатана отвечает: «Я ходил по земле и обошел ее». «Не видел ли ты раба моего Иова? — спрашивает его Господь, — как он благочестив и благодарен». И отвечал сатана Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?». И сказал Господь сатане:» Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». И отошел сатана от лица Господня. И испытал Господь Иова, попустил страдания, и впоследствии скажет Господь:» Отдам его тебе, но душу его тронуть не сможешь». Всего лишился Иов, и даже здоровья, но не переставал славить Господа, говоря:» Буди имя Господне благословенно…»
Эта история перекликается и с тем, что произошло на Руси. Ведь Русь называли святой. Она кормила многих, в лучших сынах своих была богобоязненна и благочестива, сияла храмами и святыми обителями. Наверное, подобно древней истории, пред лице Божие, среди ангелов, предстал и диавол, и спросил его Господь:
-Где ты был?
-Был на земле и обошел ее….
-Не видел ли ты Святую Русь, как верой и блачестием живут там?
И позавидовал диавол и сказал:
-Разве даром богобоязненна Русь? Не Ты ли оргадил ее сонмом святых, украсил храмами, обителями и чудотворными иконами? Но простри руку Твою и коснись ее, прославит ли она Тебя…
И испытал Господь землю Русскую,подобно истории с Иовом, сказав: «Тебе отдаю ее, но душу народа ты тронуть не сможешь…»
И вот силами зла разрушены храмы и обители, попрана вера, и обагрилась земля кровью мучеников и исповедников. Но не смотря на страшные испытания, неслись на Руси к небу слова, которые сердцем и устами, подобно Иову многострадальному, произносили лучшие сыны народа :»Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!»
Они оказались крепки как камень, древом, которое способно принести плод, оказались способны на испытания. А мы с вами, какими наследниками их являемся? Мы порой ленивы на пост, молитву и добродетель…. Никто не зовет сейчас нас на страдания, не это время. Но на что способны мы с вами, наследники святой Руси? С чего начинается эта святая Русь? Она начинается с каждого из нас, с нашей семьи, с нашего отношения к вере, Церкви и Отечеству. С того, чему мы можем научить наших детей и внуков. С теплой молитвы ко Господу Богу. Этим всегда жила и, надеюсь, будет жить святая Русь. И не зря для нас сегодня звучат вот эти слова: «Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение. Аминь» .
Протоиерей Евгений Палюлин,настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери