Воздвижение Креста: святоотеческое понимание духовного значения праздника.

Как это ни парадоксально звучит, но первое Воздвижение Креста Христова совершили не святые императрица Елена и епископ Макарий, а сами распинатели Господа. Конечно же, в тот момент, когда римляне и иудеи утверждали спасительное Крестное Древо на высоте Голгофского холма, они преследовали совсем иные цели, чем те, что достигаются нами в день праздника Воздвижения Креста Господня, когда мы благоговейно возвышаем это спасительное Знамение в наших православных храмах. И все же, вкапывая в землю Орудие казни Господа, Его распинатели, пусть и сами того не желая, воздвигли Крест Христов как Знамение величайшей славы Спасителя и – в конечном итоге – ради грядущего поклонения Господу и Его Крестному Древу всей вселенной.

Правда, исторический Крест Христов какое-то время пребывал сокрытым от глаз верующих, будучи спрятан в земле. Но затем, несколько столетий спустя, святыня Креста, найденная императрицей Еленой и святителем Макарием Иерусалимским, наконец всеохватно осияла поднебесную. Ныне это Крестное Древо Господне уже непрестанно и неизменно сияет с вершины Голгофы ровным духовным светом – как яркий светильник, указующий нам путь ко спасению. И торжествуя в праздник Воздвижения Креста Христова, мы, пусть и находясь каждый в своем храме, духовно предстоим, превосходя всякую ограниченность пространства и времени, вместе со святыми царицей и епископом, тому самому историческому событию обретения и Воздвижения Креста, являемся его живыми участниками и свидетелями.

С тех пор минуло более полутора тысячелетий. Голгофский холм скрылся под кровлей величественного христианского Храма Гроба Господня. Каменистая почва спряталась под мрамором церковного пола. Крест же Христов, разделенный на множество фрагментов, оказался достоянием Поместных Православных Церквей. И все же он и поныне – так же твердо и непоколебимо – по-прежнему высится на той же Голгофе. Как вдохновенно свидетельствует об этом священномученик Борис (Разумов), «века стоит воздвигнутый на Голгофе Крест, величайшее знамение всех времен, всех поколений. Он – самое чудное явление в жизни мира и самое великое событие в истории человечества. Крестом совершилось самое великое чудо и было нанесено самое сокрушительное поражение. Им Бог вошел в человеческую историю».

Тогда, в день совершившихся в IV столетии обретения и Воздвижения, Крест изошел из глубин земли. «Сегодня сокрытое в земле Древо исходит на свет», – восклицает святитель Климент Охридский. Древние отцы не перестают радоваться историческому событию Воздвижения Креста, сравнивая его явление с неким духовным солнечным восходом, осветившим своим явлением целый мир. Развивая эту мысль, тот же святитель Климент говорит: «Сей есть Крест, воздвизаемый и возвышаемый по всему миру. Его-то обретение мы, радуясь, сегодня и празднуем. Он изошел из земли подобно [восходящему] солнцу, воссиял по всей земле и украсил, подобно весне, все творение».

Сравнивают святые отцы прославляемый в праздник Воздвижения Крест и со светильником, стоящим на величайшей духовной вершине и освещающим своим сиянием весь мир. При этом нельзя не припомнить евангельские слова Самого Спасителя: Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом… а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк.8:16). Таким ярчайшим светильником, свет которого ныне открыт всей вселенной, является Крест Христов. О сиянии света Креста всему миру предельно ярко говорит в «Беседе о кладбище и Кресте» святитель Иоанн Златоуст, который также настойчиво подчеркивает, что Самим пламенеющим Сиянием этого светильника стал не кто иной, как Распятый на нем Господь. Он и есть то Солнце Правды, что осияло Собой вселенную с высоты Креста: «Вот что совершил для нас Крест; Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; Крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение ангелов, утверждение Церкви, похвала Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды». Согласен со святителем Иоанном и святитель Климент Охридский, который при этом подчеркивает, что моментом явственного воссияния Крестного Древа для мира стало именно событие обретения и Воздвижения Креста святой царицей Еленой и святителем Макарием Иерусалимским. Как раз тогда явившееся из-под земли Древо воссияло своим незаходимым светом на высоте – на радость всем нам: «подобало, чтобы [прежде] сокрытое Честное Древо изошло из тьмы и явилось на высоте – как город на горе, или как свеча, поставленная на светильнике, – и показало себя всем людям. Вот ради чего первый христианский царь и честной архиерей, воздвигнув Крест на высоком месте как на страже (ср. Авв.2:1 по LXX), повелели всем собравшимся в церкви ему поклониться. И то же совершают [с той поры] и в других местах посреди церкви [в день праздника все христиане]».

Этот свет Креста сияет ныне во всем мире, изгоняя власть греха и диавола. Но прежде всего это сияние проницает именно души спасаемых, внутренне озаряя глубины человеческого сердца. Прославляя такое наполняющее нас глубинное сияние Крестной силы и славы, преподобный Феодор Студит, обращаясь в одном из своих стихотворений ко Кресту, молитвенно восклицает:

О Крест, о свет мой, свети мне во всякое время,

Прогоняя тьму прочь от моей души.

Следует также подчеркнуть: непрестанно прославляя Крест – равно и в день празднования его Воздвижения, и во всех прочих обстоятельствах земной жизни, – святые отцы не забывают главного. Христиане прославляют Крест не сам по себе, но ради Того, Кто был на нем распят. Если бы мы славили Крест только ради самого Креста, то оказались бы не лучше любого язычника. Ведь мы бы воздали славу творению вместо Творца. Однако если мы славим Крест именно во Христе и ради Христа, то он – будучи спасительным Божественной силой Того, Кто на нем умер и принес Себя в Искупительную Жертву за мир, – делается для нас славным и победоносным оружием торжества над сатаной и грехом, становится источником освящения, является вместилищем животворящих и обоживающих Божественных энергий. Нет и не может быть никакого прославления Креста без мысли о Христе, без молитвенного предстояния перед Тем, Кто был на нем распят и умерщвлен ради нас и нашего спасения. Именно подчеркивая это, преподобный Феодор Студит пишет в одном из своих духовных стихотворений, говоря как бы от лица самого Креста Христова:

Всякий, кто изображает меня, должен испытывать
желание изобразить и Христа,
Поскольку Он связан со мною
Своими страданиями…

Согласен здесь с преподобным Феодором и святитель Лука Крымский, который говорит: «Конечно, не Древу только поклоняемся, хотя и Древо Креста Христова стало величайшей святыней после того, как было оно облито Кровью Христовой. Мы поклоняемся Распятию Христову, поклоняемся Христу Богу, распятому на Кресте, ибо величайшее таинство совершилось на Кресте».

При этом святые отцы также настойчиво подчеркивают, что, как бы мы ни стремились возвышенно рассуждать о богословии Креста – например, о его форме или о духовной символике, – для всего мироздания, для верующих оказалось спасительным в нем совсем не это. Спасительной для нас стала именно Смерть

Господа на вполне историческом и материальном простом деревянном Кресте. Ведь именно тот исторический Голгофский Крест стал источником воскресения и жизни для всего человеческого рода, как ясно и поэтично об этом свидетельствует преподобный Ефрем Сирин в своем «Комментарии на Четвероевангелие», обращаясь к Самому Христу: «Крест Твоей смерти стал источником жизни для нашей смертности…» Об этом говорит в своем «Тринадцатом огласительном слове» и святитель Кирилл Иерусалимский, решительно споря с теми еретиками, которые считали историю Распятия Господа на Голгофе лишь красивым и возвышенным духовным иносказанием, образом, мифом, притчевым рассказом. Святитель Кирилл, напротив, настаивает на абсолютной историчности события Голгофской Казни Сына Божия. Ведь если Распятие Господа на Кресте не есть подлинный и реальный исторический факт, мы не можем считаться спасенными: «Да заградятся уста всех еретиков. Если кто говорит, что Крест есть мечта, ты отвратись от него. Возненавидь тех, которые говорят, что Его Распятие было призрак. Ибо если Распятие на Кресте призрак, между тем как от Креста спасение, то и спасение [тоже] призрак. Если Крест призрак, то призрак и Воскресение. А если Христос не воскрес… вы еще во грехах ваших (1Кор.15:17). Если призрак Крест, то призрак и Вознесение; а если Вознесение призрак, то, без сомнения, призрак и Второе пришествие, и, наконец, ничего не будет твердого».

Потому-то, славя в праздник Воздвижения Крест Христов, мы не просто воздаем почитание некоему священному христианскому символу. В этот день все мы стоим на той самой исторической Голгофе, где некогда было воздвигнуто спасительное для нас вполне реальное деревянное Орудие казни Сына Божия.

Проповедь из сборника «Воздвижение Креста Господня. Антология»