О доверии Кресту Христову (Проповедь в неделю Крестопоклонную)

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», если он пересмотрит все хорошие фильмы, но их нравственный урок к своему поведению так и не применит? «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Может быть, свои высокие певческие навыки человек сможет предъявить Богу, не приобретя чистоты сердца?

Чтобы понять, насколько во благо себе мы используем те окружающие нас вещи, те таланты и интеллект, которые Бог дал нам, неизбежно придется сократить время на наши «внешние» занятия, а они очень дороги нам. Но Господь свидетельствует: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Сбережет свои дарования и интеллект для обновленной жизни во Христе, чтобы уже не отдаляться своими талантами от Бога, а приближаться к Нему…

———————————————————————————————————————

Сегодня мы стоим перед Крестом Господа и Бога нашего. Cегодняшнее Евангелие говорит, вместе с тем, и о нашем с вами, человеческом кресте.

Мне нужно было бы сегодня молчать, потому что я, чаще всего, не несу своего креста.

Вспоминается, как один мученик сказал во всеуслышание: «И я – христианин», и тут же пошел на смерть ради Господа (Надсон С. «Христианка»). И мы говорим: «И я – христианин», но Христос отвечает: «Кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Луки 14:27).

Мы покланяемся кресту Господню. Но о кресте человеческом среди нас, современных, «свободомысляших» и – обмирщенных христиан говорить не принято. Принято говорить о любви Божией, о том, что Бог есть любовь. Подспудно такая расстановка акцентов означает: Бог и так помилует нас; так зачем нам напрягаться?

И вот сегодня мы стоим перед любовью Божией, и она выражена здесь, в Кресте. Только Распятый и Умерший Спаситель принес нам подлинное спасение и счастье, только Он оказался подлинным Спасителем. Потому что Он спас нас не для этой жизни, которая, во многом, есть небытие. Христос спас нас – для бессмертной жизни в Боге, для которой человек и был создан изначально.

Поэтому, когда мы не хотим ни на йоту измениться, то есть, не берем свой крест; когда хотим насыщаться всем, что дает нам этот мир, мы отталкиваем и Крест Христов. Его умирание и Его воскресение для подлинной жизни нам оказываются не нужными.

Конечно, нужно радоваться и этой жизни. Этот интересный, многообразный мир сотворил Бог для нас. Но насколько во благо себе мы используем те окружающие нас вещи, те таланты и интеллект, которые Он дал нам? Слишком часто мы «попечения о плоти» «превращаем в похоти» (Римлянам 13:14), потому что не видим границы между первыми и последними.

Для этого мы сами создаем все условия. Чем больше пустых или даже хороших фильмов, впечатлениями от которых мы «живем, и движемся, и существуем» (ср.: Деяния 17:28), тем меньше у нас остается времени, чтобы увидеть, что Бог «недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27). Чем больше у нас различных девайсов, хотя и вполне полезных, — тем более виртуальными, то есть, искусственными, мы сами становимся. Тем меньше нам хочется слышать себя. Где он, наш «сокровенного сердца человек» (1Петра 3:4)?

Возьмем ли мы на себя этот не большой, но и не малый крест: вытащить наушники из ушей и услышать, чем живет наш «внутренний человек» (см.: 2Коринфянам 4:16)?

Даже в храме, если у тебя, например, послушание в хоре, гораздо проще (!) все свои силы отдать музыкальной форме, исполнению сложных, «авторских», и разнообразных произведений. Это дает эстетическое утешение, да и можно «прогреметь» своим профессионализмом. Ну а в-третьих, молиться в этом случае просто некогда, все внимание – на нотах, на акцентах, на ускорениях темпа и замедлениях темпа.

Гораздо сложнее (!) исполнять ограниченное число более простых песнопений и благодаря этому иметь возможность внимательно молиться, а значит, и не иметь оправдания перед собой внимательно не молиться. Итак, примем ли мы на себя еще один крест – труд внимательной молитвы?

И наконец, мы очень хотим снять с себя крест поста. Если мы и постимся, то с ворчанием: «Знаем, посты придумали Святые отцы, а Евангелием посты не установлены».

Да, в первые века у христиан не было постов. И без этого им хватало лишений и ежедневной реальной угрозы пойти на смерть.

И наш пищевой пост – это не гнушение пищей, наш воздержание от обмирщенных развлечений – это не гнушение подлинной, очищающей человека, культурой. Для нас, живущих в относительно спокойные для христиан времена, пост и воздержание – это встряска, это наши лишения, а лишения всегда «приводят» человека «в чувство» и лишают его того самодостаточного состояния, в котором он постепенно духовно расслабляется, а затем разлагается.

Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Человеческие удобства, превзойдя всякие границы, превратились в неудобства…» Что они имеет в виду? Наверное, евагельские слова: «Как неудобно уповающим на вещи в Царствие Божие внити» (Марка 10:24).

Братья и сёстры!

Вот три крестные, но целительные средства, которые предлагает нам Церковь Христова: слушать, чем живет наш «внутренний человек»; внимательно молиться и поститься.

И это – «дополнительная нагрузка». Среди всех дел, обычных для всех людей, нам нужно найти время еще и на молитву, и наши житейские обязанности при этом никуда не денутся.

Так для чего брать на себя еще и эти заботы духовной жизни? Мы так и рассуждаем и свой крест не берем.

Но неужели мы и дальше будем покупаться на слепое свидетельство опыта нашего ветхого человека, что толку от духовной жизни нет? Неужели мы будем жить, «как все» — так, словно Христа не было, Его умирания на Кресте для этой жизни не было и не было Его свидетельства о реальности внутренней христианской жизни, которая уже сейчас может ввести христианина в «Царствие Божие», уже «пришедшее в силе» (см.: Марка 9:1)?

Господь свидетельствует: кто сбережет себя в нынешнем состоянии своей души, с ее привязанностями, тот потеряет себя (ср.: Марка 8:35). «Потому что какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марка 8:36), если он пересмотрит все хорошие фильмы, но их нравственный урок к своему поведению так и не применит?

«Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Марка 8:37). Может быть, свои высокие певческие навыки человек сможет предъявить Богу, не приобретя чистоты сердца? И продолжая плыть по течению жизни со всем багажом своих страстей, которые он даже не различает в себе?

Да, у человека всего 24-ре часа в сутках. Чтобы «внимать себе», неизбежно придется меньше заниматься внешним. Придется сократить время не только на пустые развлечения, но и на такие, сами по себе безгрешные, занятия, как просмотр хороших фильмов или оттачивание своих внешних, «прикладных» навыков.

Но Господь свидетельствует: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). Сбережет свои дарования и интеллект для нравственно обновленной жизни во Христе, чтобы уже не отдаляться своими талантами от Бога, а приближаться к Нему.

Братья и сёстры!

Взять крест внутренней христианской жизни можно только потому, что это Он, наш Господь, призывает нас к этому, с Креста. Сегодня, когда мы стоим перед Крестом Христовым, — лучшее для нас время это сделать и сказать: «и я – христианин».

Аминь.

Проповедь магистранта СПб духовной академии

чтеца Приходько Вячеслава

19 марта 2017 г.

в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова