Благовещение

Мы продолжаем рассказ о святынях нашего храма.
Благовещение-1Для православного человека все иконы почитаемы и святы, но есть такие, от которых веет особым теплом.  Нередко приходится слышать — икона «намоленная». А что такое «намоленная» икона? Наверное, это такая икона, перед которой свой мысленный взор и сердечные молитвы изливали  несколько поколений людей. Вот, приходя в наш храм, многие обращают свое внимание на большой, в киоте, образ Благовещения Пресвятой Богородицы, некоторые говорят: «…а икона-то намоленная».
История этого образа не проста, как непрост был для нашего народа и нашей Церкви век двадцатый. Сам образ происходит из иконостаса Корбанской Георгиевской Церкви Вологодской области. Первое упоминание об этой церкви находится в окладной книге 1638 года, церковь была деревянной. Вероятно, в 1835 году была построена каменная церковь, взамен деревянной, обветшавшей. Храм был пятипрестольный. Престолы были освящены  в честь великомученика Георгия Победоносца — главный, святителя Николая Мирликийского, преп. Феодосия Тотемского, святителя Василия Великого, Благовещения Пресвятой Богородицы.  Так вот, икона Благовещения украшала иконостас одного из приделов – Благовещенского. При Георгиевском храме, в начале девятнадцатого века, была организована первая в этой волости церковно-приходская школа. В 30-годы двадцатого века храм был закрыт, последний священник храма расстрелян.

20701_20120403_191523+++
Храм великомученика Георгия Победоносца (фото начала ХХ века)

Храм разворован и обезображен. Таким и запомнился он мне лет тридцать тому назад. В то время были еще крепки деревни. Это сейчас запустели деревенские дворы и заросли бурьяном огороды, опустели дома. «Ушли» на Георгиевский погост  старые жители этих деревень, а ведь многие из них еще помнили этот храм и богослужения в нем. Помнили благовест, который разливался по полям. Как перекликались два звонаря, на церкви Георгиевской и, отстоявшей километрах в десяти, церкви Никольской. В этих деревнях жили люди, которые не считали себя советскими, они жили на Святой Православной Руси, которую сумели сохранить в своем сердце и своей памяти. Трудились в колхозах, выполняли пятилетки, воевали на фронте в годы Великой Отечественной войны и посильным трудом на полях и фермах кормили большую страну. При этом, в их домах горели лампады перед святыми иконами и совершалась теплая молитва,  постились в среду и пятницу — они были верны своему Православию. Попытки открыть храм в 70-80-годы не привели к успеху, власть не дала. А сейчас уже некому. Храм окончательно разрушился. Несколько лет назад провалилась от дождей и снега кровля храма с массивным куполом, похоронив, теперь уже навсегда, сохранившиеся на стенах фрески, резной иконостас  и богатую золотую лепнину.
Обретение икон очень часто в нашем сознании связано с какими-нибудь  чудными явлениями. Сказание о явлении этого образа не менее чудно. «Лет, теперь уже пятьдесять прошло, не мене,- рассказыват об этом Анна Ивановна Никуличева, сама с 1925 года рождения.- А я в то время сено возила с Иванцева» (деревни Иванцево уже давно нет, на нее месте уже растет лес). «Да корм скоту возила в Пирогово», — продолжает Анна Ивановна. DSC_0383мПосле Причастия в деревне Пирогово. Октябрь 2013 года. Рядом с о. Евгением, в белом платочке бабушка Анна

«На лошади, на подводе возила. Вот, еду, гляжу, доска лежит в навозе. Присмотрелась, а доска то не простая, на дверь похожа, с поперечными перекладинами,  а я стразу поняла — икона.  Лежит лицом в грязь. Отерла ее тут же травой, гляжу, никак Матерь Божия, а не видать ничего от черноты. Положила на подводу, укрыла сеном да и домой привезла. Дома омыла, как могла, от черноты все равно ничего не видать, протерла да и поставила в угол к другим иконам. А через два дня, смотрю,  лик высветился. А еще через два дня и вся икона открылась да и засветилась, Матерь-то Божия. Гляжу, Благовещение. Обрадовалась. Вот и была икона в моей избе. Ну а потом сам знаешь…тебе отдала, как стара совсем стала,  как бы  не украли.»
Вот так и появился в нашем святом храме этот многострадальный и, несомненно, чудотворный образ.

Прот. Евгений Палюлин