Зарисовки паломника. Благодать Святой земли.

В самом начале ноября, а если быть точнее, с 7 по 14 числа, группа паломников из нашего храма посетила Святую Землю. Хотелось бы сказать несколько слов об этом периоде нашей жизни.

О поездке стало известно еще весной, и меня поставили перед фактом: «Отец Владислав, вы сопровождаете группу паломников в Святую Землю вместе со своей супругой, которая будет исполнять роль регента или певчей, так как на каждом посещаемом месте читается Евангелие и поются молитвы». Примерно такой текст я услышал и благополучно забыл, хотя, должен признаться, мне его регулярно воспроизводили вновь и вновь, поторапливая с тем, чтобы я принес необходимые документы.

Наступила осень, моя последняя попытка миновать сию чашу, поездку в Святую землю, не увенчалась успехом несмотря на то, что я привел множество причин, по которым никак не могу уехать на неделю куда либо. Среди причин я указал и пропуск лекций в духовной академии и то, что мне надо каждый день писать диссертацию, а там я не смогу этим заниматься… но все впустую, мы в аэропорту Пулково II ожидаем посадки на самолет.

Прибыв на место, в аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, и встретившись с гидом Дмитрием, сопровождавшим нашу группу на протяжении всего путешествия, мы узнали, что это самый лучший и удобный аэропорт в Европе, или даже в мире. Но, вскоре оказалось, что все не так уж и хорошо, это самый обычный аэропорт со своими большими очередями при неработающих кабинках паспортного контроля и прочими недостатками. Миновали мы и этот кордон, и оказались на улице, где всем нам показалось, что сейчас совсем и не ноябрь, а, как минимум, июль. Правда, июль тоже не совсем привычный, ведь по обочинам росли апельсины, мандарины и другие цитрусовые культуры.

Первым местом, которое мы посетили, был храм Георгия Победоносца в городе Лидда, там мы помолились святому Георгию и поехали обратно в аэропорт, где к нам присоединились паломники из других городов. Забрав оставшуюся часть нашей группы, мы отправились в Вифлеем, который находится на территории Палестинской автономии, которую от Израиля отделяет бетонная стена и блок-пост, охраняемый военными с оружием «наготове». В Вифлееме мы заселились в гостиницу, где нас встретили радушные православные арабы (к слову, православных в Вифлееме лишь 10%, остальные 90% мусульмане). Поужинав и немного прогулявшись по еще совсем незнакомому городу Рождества Христова, мы отправились отдыхать в свои номера.

Наступил первый полноценный паломнический день… Боюсь, невозможно описать все места и святыни, которые мы успели посетить. Да, если честно, я и не смогу описать все, что видел и слышал. О Святой земле можно говорить очень долго, и вот только кажется, что все уже рассказал, как в памяти встают, одни за другими, факты, события и святыни, связанные со временем земной жизни Господа и Землей, по которой Он ходил. Поэтому заранее прошу прощения у читателя, что не смогу описать всего и ограничусь только главными святынями Иерусалима, Вифлеема и других мест Святой земли.

Первой великой святыней, где мы побывали, стала базилика Рождества Христова в городе Вифлеем. С виду это большой храм, но храм не в нашем понимании, на нем мы не увидим привычных куполов, известной нам формы, обычного центрального входа. Вход в храм очень маленький (чтобы попасть во внутреннее пространство, необходимо низко пригнуться), и имеет название «врата смирения». Появился такой вход не сразу, изначально он был очень высоким и широким, но в более поздние времена нечестивые турки стали въезжать в храм прямо верхом на лошадях или ослах. Поэтому, во избежание стычек между хранителями храма и мусульманами, было решено сделать такие врата, в которые не войдет даже осел.

Оказавшись в самом храме, мы попали в центральный неф, в котором шла реставрация и отправились далее, к месту рождества Спасителя. Само место, где родился Иисус Христос, находится под алтарем вифлеемской базилики, а над входом в крипту, к нашему удивлению, мы увидели большой образ Тихвинской иконы Божией Матери. Отстояв небольшую очередь мы спустились вниз, чтобы поклониться месту Рождества Христова. Поднимаясь наверх из крипты, многие не могли сдержать эмоций и даже слез, причиной которых была благодать, несомненно обильно почивающая у таких великих Святынь. После, посетив пещеру убиенных вифлеемских младенцев, мы отправились в путь «от святыни к святыне», которые находились буквально на каждом шагу.

Следующее место, о котором бы я хотел упомянуть, это самое главное место во всем христианском мире — место воскресения Христа, храм Воскресения или храм Гроба Господня. В самом храме мы были четыре раза… но начать надо с того, как мы туда попали — многие впервые в своей жизни. Современный Иерусалим, это город, ничем не отличающийся от обычного современного города… но есть в нем старый город Иерусалим, со своими стенами и вратами, через которые можно в него пройти. Старый Иерусалим практически весь выстроен из камня, включая улицы, которые настолько отполированы ногами огромного количества паломников, что блестят как новые. Вообще, весь старый город похож на что-то ненастоящее… есть ощущение, что ты попал в огромный город-декорацию для съемок фильмов о древних временах на Ближнем Востоке. Это ощущение не пропадает и тогда, когда мы выходим на площадь перед самым главным Храмом в мире.

Храм Воскресения Христова имеет лишь один вход, через который можно как войти, так и выйти из него. Ключи от входа уже несколько веков находятся в руках одной мусульманской семьи, которая открывает храм утром и закрывает вечером. Сам храм находится на месте Распятия и Воскресения Христова, обретения Честнаго и Животворящего Креста… таким образом в нем сосредоточены самые Великие Святыни. В храме молятся не только православные, в нем так же есть приделы, принадлежащие католической, армянской, коптской церквям.

В первый раз, попав в храм, мы приложились к Камню Помазания, прошли рядом с Голгофой, спустились к месту обретения Животворящего Креста, обошли храм вокруг и оказались около Кувуклии. В этот раз мы не попали к Голгофе, не приложились к месту Распятия. Не попали мы так же и в Кувуклию, несмотря на то, что очередь была небольшая. До закрытия храма оставалось совсем немного времени, поэтому, осмотрев храм и услышав о нем много интересного, мы отправились в гостиницу.

На другой день, после посещения многих святынь, среди которых: Овчая купель Вифезда, воды которой раз в год ангел возмущал взмахом своих крыльев и при которой исцелился расслабленный; Претория — Темница, в которой был заточен Иисус Христос; крестный путь Спасителя; мы вернулись в главный Храм всего мира. Это был субботний день, а значит, что ближе к ночи мы вновь вернемся сюда и сможем молиться у Гроба Господня за Божественной Литургией. В этот раз мы отстояли большую очередь, по времени около двух с половиной часов, но все же попали в саму Кувуклию, на место, где произошло Воскресение Христово и ежегодно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь.

Описывая Кувуклию, можно отметить, что это отдельный храм в огромном храме. С виду она очень необычная, темная от копоти множества горящих свечей и «обтянута» железными балками для сохранности. Места в самой Кувуклии очень мало, в нее можно зайти лишь по несколько человек, не более десяти. Внутреннее пространство ее делится на две части, первая часть именуется «Предел Ангела», в которой лежит часть камня, которым был привален Гроб Иисуса Христа. Вторая часть, это само место воскресения Христа, на котором сейчас небольшое каменное ложе. Интересно, но в ночь с субботы на воскресенье Божественная Литургия служится в самой Кувуклии. Престол ставится на камень от гроба Христова, а жертвенник, на котором приготовляется все необходимое для богослужения, устраивается прямо на ложе — месте Воскресения. Получается, что духовенство причащается прямо в Кувуклии, миряне же принимают Тело и Кровь Христовы напротив Кувуклии, в греческом храме Кафоликон.

Но мы немного отвлеклись… вернемся к тому, что мы стоим около Кувуклии! За это время мы смогли спеть многие песнопения, включая канон Святой Пасхи, молились о Родине, о ближних, о нашем храме, были помянуты все записки поданные нашими прихожанами. Говоря о записках, пользуюсь случаем, отчитаюсь — все имена, вписанные в записки, которые были поданы в нашем храме для молитвы на Святой земле, были помянуты многократно во многих святых местах, которые мы посетили. В конце концов все они были спрятаны в Кувуклии так, что греки найдут их не скоро, думаю, и до сих пор они еще там.

Помолившись в Кувуклии мы выходили с таким чувством, которое нельзя передать! Ощущение благодати неописуемо, его можно сравнить с любовью, которую ярко чувствуешь, но передать не можешь, а можешь только печалиться, если представить, что кто-то не чувствует ее так же как и ты. Так вот, теперь, побывав на самом важном и желанном месте нашей паломнической поездки, мы отправились в Троицкий собор, относящийся к Русской Духовной Миссии, на Всенощное бдение.

Ближе к ночи, помолившись и исповедовавшись на Всенощной, мы вновь вернулись в храм Гроба Господня. Людей было не так много, как мы ожидали, и в храме совсем не так холодно, как нас пугали. Богослужение началось около 23.00, а закончилось примерно в 02.30. Во время службы некоторые паломники смогли подняться на Голгофу и прикоснуться к тому месту, где стоял Крест и был распят Спаситель. После Литургии и Причастия наши лица светились и казалось, что больше ничего не надо, куда еще ехать? Зачем?

В последующие дни мы посетили Иордан, где окунались в его священные воды, в которых с нами плавали огромные сомы… Поднимались на гору блаженств, где Христос поучал народы Нагорной проповедью, а так же на гору преображения — Фавор. Были у Дуба Мамврийского, на месте Благовещения… спускались в пещеру захоронения св. Лазаря Четверодневного в Вифании, посетили Сионскую горницу, место Тайной Вечери и сошествия Святого Духа на апостолов. Много святых мест, помимо мною описанных, прошли мы за это время, но все же душой все стремились снова оказаться у Гроба Господня, припасть к месту Его Святого Воскресения.

Дал Господь, и мы снова в храме Воскресения! Теперь, с молитвой, напевая русские молитвословия среди иноязычных паломников и туристов, мы стоим в очереди к Кувуклии всего двадцать пять минут, и снова мы в центре христианского мира! Выйдя из Кувуклии и опалив свечи благодатным огнем, мы поднимаемся на Голгофу, где, преклонив колена, не поднимаясь на ноги, идем к месту Распятия. Все! Ощущение того, что сделано все, и мы отправляемся домой!

Снова аэропорт, ночь, самолет, полный паломников, чуткий сон и вот мы снова в родном Городе на Неве. Жалко ли уезжать? На этот вопрос ответить односложно нельзя… Помните, когда после преображения Господня, апостол Петр предложил остаться на горе, построить три палатки и пребывать там? Так вот и нам хотелось пребывать там… нет, не в Израиле, а в храме Гроба Господня, который кажется находится где-то вне географического положения, он как бы вообще вне земной географии, как бы сказали мы из-за недостатка слов «не на земле, а на небе». Но, как Господь, не оставляет Своих учеников на горе Фавор, а спускается с ними вниз, где их тут же встречают страждущие, требующие помощи и проповеди Евангелия, так и мы, вернулись домой, чтобы, получив благодать, служить Богу с новыми силами, своим словом и примером.