Для христиан всех времен поучительно и отрадно видеть в числе угодивших Господу людей простых, некнижных. На их примере видно, что истина Христова, живительная и чудодействующая, дана для всех людей и всеми может быть усвоена. Монахи Спиридон и Никодим были этими самыми простыми людьми, и занятие их было понятное и простое – печение просфор.
О преподобном Спиридоне известно, что он был родом из села и пришел в обитель в период 1132 или 1141 году, причем был уже в немолодых летах. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству по Псалтири и изучил её наизусть. Игумен, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него послушание печь просфоры. Спиридон выполнял поручение с великим усердием, считая это за великую милость Божию. А усвоив душе своей святую Псалтирь, он – рубил ли дрова, месил ли тесто, топил ли печь, приготовлял ли просфоры – непрестанно по памяти читал псалмы. Так подвизался раб Божий.
Подвизаясь таким образом, он получил от Бога особую силу духовную. Однажды от огня из печи загорелась кровля его кельи. Блаженный, взяв свою мантию, закрыл ею печь; а завязав рукава своей власяницы – длинной грубой рубашки, — налил в нее воды. Созвав других иноков, он просил, чтобы они помогли ему погасить пожар. Собравшись, они увидели удивительное явление: мантия, которой Спиридон закрыл печь, была нетронута огнем, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославили Бога.
Вместе с преподобным Спиридоном на просфорне трудился преподобный Никодим, по своему образованию тоже простец, но умудрившийся духовно. Он 30 лет делил со Спиридоном труды печения просфор, также пребывая в молитве.
Бывает, и в миру, и в монастыре, что совместный труд людей становится поводом для празднословия. И это празднословие духовно опустошает человека.
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники печерские, дают нам совершенно другой пример: пример совместного труда, сопровождаемого молитвой. Молитва и стремление совершать свой достаточно однообразный труд с усердием сделала для них их трудовое послушание — деланием духовным.
Кроме того, Спирдион и Никодим стремились совершать свое послушание с любовью ко Господу и братии, и эта любовь обратила этот их труд в духовное служение своим ближним.