1 апреля в нашем храме прошла встреча-беседа о последних днях Спасителя и богослужениях Страстной седмицы

Великий ПонедельникНа следующий день после славного шествия Христа, когда Его встречали, устилая дорогу верхней своей одеждой и пальмовыми ветвями, после восторженных приветствий «Осанна Сыну Давидову!» не осталось ничего кроме злобы и ненависти, питаемой к Нему завистниками. Фарисеи испытывали зависть ко Христу, евангелист Иоанн так передает их слова: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Ин.12,19). Иудейская знать, старейшины и первосвященники по своей духовной слепоте не могли любить Христа, ведь это Тот, Который незадолго до этих событий изгоняет меновщиков из храма, посрамляет их в Своих притчах, безукоризненно отвечает на искушения фарисеев и саддукеев; они всем существом хотели избавиться от Него, но боялись народа, почитающего Его за пророка. Вся злоба, зависть и клевета, все эти недостойные человеческой природе чувства, по словам прот. А. Никольского, «по влиянию синедриона на общество, перешли и в необразованный народ».

В Евангельском повествовании первого дня страстей Господних центральное место занимает чудо о смоковнице: Христос, взалкав, не находит на смоковнице плодов – проклинает ее и «и смоковница тотчас засохла» (Мф. 21, 19). На изумление учеников от происшедшего, Иисус говорит им о силе веры, «если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» (Мф. 21, 21). Придя в храм, Христос прилюдно посрамляет первосвященников и старейшин, отвечая на их искушения и произнося притчи о двух сыновьях и злых виноградарях. Христос не только сравнивает иудейскую знать с «недостойными простолюдинами», Он говорит о старейшинах, как о менее пригодных для Царства Божия, чем мытари и блудницы: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие…» (Мф. 21, 31).

Такие явные обличения «отеческой веры» возбудили в первосвященниках ярость, которую они по своей духовной слепоте, обратили не на уничтожения своих неправд и греховности, а на Того, Кто есть обличение всякой злобы.

Святая Церковь в богослужении Великого Понедельника выделяет два центральных по своему значению образа: это образ проклятой смоковницы и образ Иосифа, сына Иакова, проданного братьями в египетское рабство.

Что же символизирует смоковница? По словам автора синаксаря (поучение на каждый день Страстной седмицы, который находится в книги Триодь Постная), это «сонмище иудейское, на немже плода подобного Спас не обрет»… Христос за все время своего служения не видит у старейшин и первосвященников присущих их духовному статусу добродетелей, но видит лишь учение «рабства закону», который они, возлагая на людей, сами не исполняли: «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3). Господь, проклиная смоковницу, проклял всю иудейскую религиозность, которая не служила проводником к истинному Богу.

Но Церковь вспоминает этот образ вовсе не для того, чтобы мы осуждали фарисеев, она предостерегает своих чад от подобного им состояния бездуховности, она призывает к деланию добродетелей, которые и есть плоды искомые в нас Христом. Интересно так же то, что смоковница оказалась без плода, так как было не время для плодов, но Господь все равно проклинает ее. Это напоминание о том, что неизвестен час, когда нам надо будет дать ответ на Страшном Суде.
Интересен и Образ Иосифа Прекрасного, который вспоминается Церковью в первый день страстей Господних не зря. Дело в том, что Иосиф был ветхозаветным прообразом Спасителя, его жизнь явилась тенью будущего спасительного служения и страданий Христа. Вся жизнь Иосифа параллельна служению Христа и это можно увидеть:

Иосиф страдает от зависти старших братьев — Иисус предан из зависти иудеев;
Иосиф был продан за тридцать серебренников — Иисус предан Иудой за такую же ничтожную сумму;
Ложь госпожи и обвинения Иосифа в грехе – прообраз лжесвидетельства на Иисуса;
Ров, в котором сидел Иосиф прообразует гроб Господень;
Воцарение Иосифа над всем Египтом прообраз власти Христа над грехом, так как будущее египетское рабство символизирует рабство греху;
Прощение Иосифом своих братьев и принятие их как не согрешивших прообразует прощение грехов во Христе;
Хлеб, которым накормил Иосиф свой народ ни что иное, как прообраз Евхаристии.

На Литургии читается Евангелие от Матфея 24, 3-35, повествующее о кончине мира, вестниках этих времен. Этот отрывок призывает верующих помнить о Страшном Суде и пребывать в постоянной молитве и покаянии.

Великий Вторник

Евангельская история Великого вторника весьма обширна, чтения в этот день включают в себя множество событий, показывающих нарастание в народе ненависти ко Христу и желание обличить Его. Старейшины, которые были посрамлены Иисусом, хотели уловить Его с помощью закона, поэтому иродиане с фарисеями спрашивают Христа о подати Кесарю, саддукеи, не верившие в воскресение мертвых, о жене, бывшей за семью братьями, начитанный книжник — о наибольшей заповеди. Господь отвечает каждому вопрошающему так, что тем не остается ничего делать, кроме как смириться с провалом их козней.
В этот же день Иисус указывает ученикам на лепту вдовицы и предрекает разрушение храма, на вопрос когда же придет этот час, Господь излагает предшествующие этому события. В Евангелии на утрени Господь неоднократно обличает фарисеев и книжников словами «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» выговаривая каждый раз новые против них обвинения. Господь предлагает вниманию учеников притчи о ленивом рабе (Мф. 24, 48-51), десяти девах (Мф. 25, 1-13) и талантах (Мф. 25, 14-40).

Из столь обширного списка Евангельских событий, образов и пророчеств, Церковь берет за основу богослужения притчи о десяти девах, о талантах и продолжает мысль кончины мира, которая начата в богослужении Понедельника.

Притча о десяти девах изображает второе пришествие Христа и наглядно показывает судьбы тех, кто по мудрости своей имел светильник зажженным, и тех, кто по своему неразумию не имел даже елея, чтобы возжечь его. Главная тема притчи, на которой основана и центральная мысль богослужения заключается в Евангелии от Матфея: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13). Это бодрствование приводит человека к покаянию, а именно эта добродетель должна стать сердцевиной в жизни человека, переживающего дни Страстной седмицы.

Жених в притче изображает Иисуса Христа, грядущего судить мир. Мудрые и неразумные девы это те, к которым грядет Христос, чтобы судить в последний день. Мудрые девы, это души людей праведных, которые, имея светильник целомудрия, украсили его елеем прочих добродетелей. Неразумные, или, как сказано в церковно-славянской редакции Нового Завета, «юродивые», это души тех людей, которые соблюли целомудрие, то есть имели светильник, но не смогли его возжечь, так как не стяжали елея, которым являются добродетели. Смерть как конец временной жизни, через который необходимо пройти каждому человеку, изображена в притче в виде сна, а блаженство, к которому призваны все люди, показано в виде брачного пира. Неразумные девы пошли покупать елей, значит, они имели возможность его приобрести, но по каким-то причинам медлили, и оказались в положении, когда уже поздно предпринимать какие-либо действия. Этим Господь указывает нам о постоянном бдении и трезвении, о постоянном стяжании добродетели и готовности дать ответ Богу в любой момент своей жизни.

Церковь, призывая нас к «памятованию о часе смерти», не ограничивает тему пришествия Христа лишь чтением притчи о десяти девах, в богослужебных текстах этот образ нашел большое распространение. Самое известное песнопение, которое входит так же в состав полунощницы, это «СE жени1хъ грzдeтъ въ полyнощи…» и эксапостиларий «Черт0гъ тв0й ви1жду, сп7се м0й…», так же многие стихиры богослужений Великого вторника основаны именно на этом Евангельском повествовании.

Притча о талантах, которая символизирует праведность суда Божия, дополняет повествующую о внезапности и неизбежности этого суда притчу о девах.
Великая Среда

В этот день Евангельские события разворачиваются в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного. События происходят на вечери, во время которой женщина-грешница дерзает приступить к Спасителю и возлить на главу Ему драгоценное миро, и утереть ноги Его своими волосами. Ученики негодовали, видев такую, как им казалось, бесцельную трату столь дорогого вещества как миро. Синаксарий этого дня повествует нам, что эта сумма равнялась тремстам динариям. Видя возмущение учеников, Христос оправдывает женщину, называя ее дело благим, дело, ради которого ее имя будет известно везде, где будет проповедано Евангелие, блудница, по словам Господа, «приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12).

В этот же день случается событие противоположное покаянию грешницы, это предательство Иуды. Евангельский текст как бы сравнивает этих двух персонажей, ученика Иуду – предавшего Христа, от Которого он имел власть бесов изгонять и прокаженных очищать (см. Мф. 10, 8), и блудницу – женщину, по причине своего греха совершенно далекую от Бога.

Богослужение этого дня почти полностью посвящено воспоминанию поступка женщины-блудницы, который противопоставляется предательству Иуды. Такое противопоставление имеет место уже в самом начала утрени. Так звучит седален по первом стихословии: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающе но нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе…».
В богослужении, в противопоставление блуднице, познавшей Бога, Иуда называется «носителем вместо мира, злосмрадной злобы», подчеркивается параллель между духовной нечистотой Иуды при вполне благочестивом его обличии, и чистотой души блудницы при ее видимом нечестии. Церковь призывает верующих к покаянию и на примере блудницы показывает глубину всепрощения Божия, а образ Иуды можно рассматривать в том контексте, что видимая близость к Богу, а в нашем случае это церковность, не спасает сама по себе, и, кроме красивой внешней оболочки нашей души, необходимо еще и внутреннее содержание.

Великий Четверг

В этот день, с самого утра, Господь и апостолы находились в Вифании, они были озабочены приготовлением пасхальной трапезы. Иисус Сам повелевает ближайшим ученикам Петру и Иоанну приготовить Пасху, и разъясняет, как они должны найти место их вечерней трапезы. В положенный час все двенадцать апостолов собрались в горнице, где была приготовлена вечеря.

По всей видимости, ученики еще не до конца понимали роль Христа как Мессии, возможно, они все еще помышляли Его великим царем и земным правителем, иначе, почему еще возникает спор между учениками о первенстве? Иисус сам разрешает этот спор и впоследствии умывает ученикам ноги, как символ смирения: «…но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 26-27).

В этот день совершается Тайная Вечеря, устанавливается Господом Таинство Святой Евхаристии, а также Господь предрекает Петру его отречение.

Во время Тайной вечери Иисус говорит о скором предательстве, которое совершит один из учеников. Апостолы были удивлены, и каждый из них спрашивал: «Не я ли, Господи?», на что Господь дает указания, которые свершились на Иуде Искариотском. Предатель также дерзнул спросить: «Не я ли Равви?», на что получил ответ: «Ты сказал». После этого Иуда удаляется с вечери, и уже совсем близок час страшнейшего предательства.

Иисус идет с учениками в Гефсиманский сад, место, которое хорошо знал и предатель Иуда. В эти последние часы служения Христа до Его взятия под стражу происходит много важных событий. Иисус отходит помолиться, взяв с собой ближайших учеников, и тут во Христе происходит борение двух естеств, Божеского и человеческого. По человеческому естеству Он смертельно скорбит. Христос молится о чаше, которую Он должен испить: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Здесь Господь дает пример молитвы, ее глубины и степени переживания: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22, 44). Ученики же Его спали, когда Он между молитвой возвращался к ним.

После этих событий Христос обращается к ученикам: «Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26, 45-46). Иисус увидел приближающихся людей с факелами, это были люди от старейшин и первосвященников, вооруженные мечами и кольями они шли на смиреннейшего Человека, чтобы взять Его. Иуда предает своего Учителя лобзанием со словами «Радуйся, Равви!». После того, как войны взяли Христа, ученики, изумленные и растерянные что их Учитель, Тот которого они считали Мессией, не предпринимает никаких действий для своего освобождения, испугавшись, бежали, оставив Христа одного.

Ключевыми моментами богослужений этого дня являются: Тайная Вечеря, омовение ног ученикам, молитва в Гефсиманском саду и предание Господа в руки грешников.
Каждое богослужение Великого Четверга имеет свой отдельный эпизод Евангельских событий. Утреня символизирует приготовление учеников к Тайной Вечери, Литургия и вечерня – омовение ног и саму Тайную Вечерю, а повечерие – предание Христа в руки первосвященников.
Тропарь на утрени «егда славнии ученицы…», который повествует о предательстве Иуды, предостерегает верующих от подобного поступка и оканчивается словами: «бежи несытая души, учителю таковая дерзнувшия: иже о всех благий Господи слава Тебе». Та же самая тема звучит в словах тропаря, который поют в этот день вместо Херувимской песни: «…ни лобзания ти дам яко Иуда…»

Образ молитвы Господа в Гефсиманском Саду, это образ идеальной самоотверженной молитвы, которая приносилась Богу Отцу Иисусом Христом по Его человечеству, а значит это образец молитвы для каждого верующего. «Святая Церковь… славословит кровавую молитву Гефсиманскую Спасителя, подающую и нам святой, высокий урок — в молитве именно искать утешения и укрепления среди скорбей в несении нашего жизненного креста».

Омовение ног, которое совершил Господь своим ученикам, — это образ величайшего смирения. Христос в лице своих учеников видит всю Церковь, всех христиан и заповедует им поступать так же.
Отречение апостола Петра, по словам синаксаря этого дня, указывает на немощь человеческого естества, его троекратное отвержение Христа изображает грех всех людей, а милость Бога к согрешающим будет изображена в эпизоде восстановления Петра в апостольстве.
Апостольское чтение наставляет всех верующих к достойному принятию Святых Христовых Тайн: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает…» (1 Корф. 11, 28-30).

Великая Пятница

Евангельские события Великой Пятницы начинаются ночью, когда «Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26, 45) и заканчивается смертью Его и погребением. События, происходящие в день предательства и распятия Господа, это апогей всего Священной Писания, это конец, ради которого осуществлялась вся человеческая история после грехопадения прародителей. Все что произошло со Христом в этот скорбный день отражается в чтении двенадцати страстных Евангелиях, содержание которых, кратко описать можно следующим образом:

1. Начало истории предательства Иисуса Христа, совершенное в Гефсиманском саду, где Господь молился, в том числе и за учеников.
2. Повествование об отречении Петра и унижении Иисуса Христа на суде у первосвященника брата Анны.
3. Суд у Каиафы, на котором искали обвинение Христу и многие лжесвидетели не могли обв