Неделя о слепом

Во время человеческих бедствий люди, поднимая головы вверх, взывают к небу со словами: «Господи, за что нам такое наказание? Кто виноват?» Ученики Христа задали ему подобный вопрос о слепце, который сидел и просил милостыни. «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3). Плюнул на землю, сделал некое месиво из слюны и грязи, втер в пустые глазницы и повелел умыться в купели Силоам.

Очевидно, что эта история на примере одного человека — есть обращение Бога ко всему человечеству. Так же, как и этот несчастный, люди бывают духовно слепыми. И чтобы нас исцелить, Господь, зачастую, находит средства в земных проявлениях.

Интересно, что Христос плюёт на землю. В Евангелие от Марка говорится, как Он плюнул слепому прямо в глаза.

Во все времена и в культурных традициях всех народов, плевок является крайней степенью пренебрежения к чему-либо. Плевок в человека — гнусное оскорбление. Самого Господа Иисуса перед распятием так унижали: «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его» (Мф 26:67).

Но плевок Бога в человека — есть совершенно иное, чем человеческая гнусность. Это спасительное средство посредством смирения. Послал ли Господь на человека болезнь — принимаем, как Его дар. Послал эпидемию и смерть, хоть и тяжело об этом говорить, но христиане, принимают и это со смирением, как урок Божий.

В нашей ситуации, когда в мир пришла новая неизвестная болезнь, можно много рассуждать о том, кто виноват. Злая ли это человеческая воля, козни ли это дьявольские? В данном случае — неважно. Все они лишь исполнители воли Божией. Вспомним историю праведного Иова. Дьявол поразил его проказой только с разрешения Творца.

Когда закончится эпидемия, многие, выйдя из затворов, поспешат в храмы, как на Силоамскую купель, чтобы умыться и прозреть. Увидеть промысел Божий над собою. Принесут и приобретённые плоды домашней молитвы. Сделают правильные выводы из произошедшего.

Но может получиться так, что скорбное время благих дел люди спустят на критику церковной и светской власти, потратят на просмотр телевизионного мусора. И в итоге останутся слепы и озлобленны, как фарисеи, утверждавшие, что не от Бога это произошло: «Не мог же Бог Сам закрыть храмы на Пасху!»

«Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин 9:16).

Свт. Дмитрий Ростовский по этому поводу высказался так: «Если ты знаешь, что ты принял горечь печали по попущению Вседержителя, то пусть будет для тебя примером Иов, который говорит: «Если благое принимаем от руки Господа, не стерпим ли злого?» (Иов. 2, 10). Но не может быть злом то, что хотя и кажется злом, но происходит с нами по воле Господней».

Помоги нам Бог пережить это испытание с упованием на Его святую волю, с наименьшими потерями, в добром здравии и с надеждой на то, что всякая скорбь может превращаться в радость.

д. Алексей