Архиепископ Михаил Мудьюгин

Бывают такие встречи с людьми, добрая память о которых согревает сердце всю жизнь. Наверное у каждого человека есть такие дорогие образы, может быть это родители, бабушки или дедушки. Возможно это наставники, учителя или просто друзья.

Всегда с большим теплом и молитвой вспоминаю Вологодского архиепископа Михаила Мудьюгина, с которым довелось быть рядом несколько счастливых лет моего плотного вхождения в церковную жизнь. В день чуда Архистратига Божия Михаила, бывшего в Хонех, владыка Михаил именинник. 

Предлагаю тебе, боголюбивый читатель одну из глав воспоминаний о дорогом владыке. Это далёкие, теперь уже 80-е годы прошлого века…

Архиерей

Центром жизни христианской является Божественная литургия. Владыка любил служить, и его горячая молитва всегда была примером для пастырей, сослуживших ему у Престола Божия. Молился сосредоточенно, нередко крепко сомкнув глаза. Стоящие рядом с ним священнослужители могли не пользоваться служебником, так как молитвы Владыка всегда произносил вслух, внятно и проникновенно. Отдельные моменты богослужения, такие как анафору, древнейшую по своему происхождению часть литургии, переживал очень глубоко, молился крепко, настолько, что нередко на лбу и лице выступала испарина. Особенно умилительно, прочувствованно звучали тексты евхаристического канона — на глазах Владыки блестели слезинки. «…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее…». Знавшие владыку и до сих пор говорят, что читая эти слова, слышится интонация и голос архиепископа Михаила… Это глубокое переживание передавалось не только стоящим рядом с архипастырем, но и всем молящимся в храме. Запомнились и иерейские хиротонии. Перед тем как возложить руки на главу ставленника, припавшего на колени у Престола, Владыка склонялся к нему и что-то горячо шептал на ухо…вероятно, призывая его к сердечной молитве Пастыреначальнику Иисусу. Владыка хорошо знал церковный устав, ценил труд и послушание регента и клирошан. При этом часто в шутку приговаривал: «Архиереем всякий стать может, а вот хорошим уставщиком — нет».

Бодрую атмосферу кафедрального собора поддерживал отец Константин Васильев — настоятель. Богослужения совершались красивые и уставные. Да и сам отец Константин был не лишен здорового юмора, что ценил Владыка.

Запомнился забавный эпизод. Архиерей приехал в храм, мягко говоря, чем-то недовольный, молча проследовал в алтарь. Все притихли. Прошел шепоток — похоже, Владыка не в духе. Началось облачение. Иподиаконы облачают архиерея, протодиакон читает молитвы на поручи: « Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты…» Все, внимая, стоят в сторонке, отец Константин походит в этот момент к архиерею и певуче, с хитринкой в голосе, спрашивает: «…и много Вы их стерли, Владыка? Этих супостатов?»

— Знаете, дорогой отец Константин, боюсь, что ни одного, — уже весело улыбаясь, ответил Владыка. Обстановка разрядилась, Владыка оценил шутку. Владыка любил шутить.

Запомнился веселый рассказ отца Арсения, ныне клирика Архангельской епархии о первой встрече с архиепископом Михаилом. Узнав, что о. Арсений родом из Архангельской глубинки, Владыка спросил:
«Отец Арсений, а Вы знаете, как звучит моя фамилия?..»
— «Конечно, знаю, — недоуменно ответил о. Арсений, — Мудьюгин».
— «А о чем это Вам говорит? — не унимается Владыка, но в голосе его уже слышна шутливая нотка.
«Ну знаете, Владыка, о многом говорит, — так же шутливо отвечает отец Арсений. — Во-первых, в наших Архангельских краях, где я родился, есть поселок Верхняя Мудьюга, а еще река Мудьюга, а в Белом море, вблизи устья северной Двины, есть остров Мудьюг — поэтому о многом и говорит».

Владыка от души рассмеялся, заразив смехом и отца Арсения: «Так, возможно, мы с Вами земляки, раз столько много мудьюг на архангелогородчине, а я Мудьюгин».

Владыка очень любил церковную жизнь, лучшие традиции которой впитал еще в отрочестве. Глубоко переживал злоупотребления духовной властью. Запомнилось, как с горечью в сердце он говорил одному из Вологодских священников о недопустимости такой меры церковного прещения, как поклоны. При этом приводил в качестве отрицательного примера случай, увиденный им в одном из известных монастырей — молодые послушники отбивали на солее, на виду у молящихся, по триста поклонов за какую-то церковную провинность. Возмущению владыки не было предела, запомнились его слова о том, что земной поклон — это высшее выражение почтения Богу. Поклониться Богу до земли — это акт свободной человеческой воли, это добровольный выбор человека. Земной поклон — это и видимый знак молитвенного почитания Бога, и дар человеческой любви. «Разве можно превращать эту радость молитвы в предмет наказания?» — продолжал возмущаться архиерей, отчитывая этого батюшку, видимо, любителя наказывать поклонами. Владыка приравнял такую меру прещения к физическому насилию над личностью, сказав при этом, что духовный руководитель тем самым наносит непоправимый вред самому себе, потому что так расписывается под своей духовной беспомощностью, заключив свою речь тем, что при таком поступке совершается глумление над Богом. «Влады-че-нь-ка», — пытаясь признать свою вину, произнес нараспев батюшка. Эх… и зря он это сделал. Это буквально взорвало успокоившегося было и выговорившегося архиерея. Он буквально подпрыгнул: «Не смейте при мне никогда произносить это слово, я его терпеть не могу! Никакой я вам не владыченька!» Это надо было видеть — отчитывая кого-либо, владыка бывал очень эмоционален, что не мешало ему, однако, впоследствии сохранять спокойное и доброе отношение к провинившемуся.

А вообще в архиепископе Михаиле сочетались детская простота и даже наивность с богословской начитанностью и светской эрудицией. Его интересовало все.

Должность первого лица епархии обязывала Владыку быть в курсе всех событий, в том числе и политических. Основную информацию о жизни страны и ее свершениях советские граждане получали, прежде всего, из программы «Время». Поэтому в учиненное время Владыка устраивался у телевизора. К утреннему кофе Владыке подавали свежие газеты. Вологодский архиерей скучно пролистывал «Правду» и «Советскую Россию», более внимательно изучал областные газеты и с неподдельным интересом читал Советскую культуру и журнал «Советский балет». Выписывал Владыка и зарубежную прессу, в основном, на немецком языке, который он знал превосходно.

Архиепископ был очень хлебосолен. В дни великих праздников всегда было по несколько приемов, архиерейский дом буквально ломился от гостей. В первый заход шли духовенство города с матушками и сотрудники епархиального управления, во второй — праздничные церковные хоры двух городских храмов (в то время в Вологде было только два храма — кафедральный собор и церковь праведного Лазаря). В третий заход шли певчие любительских хоров, и неважно, профессионалы это были или старушки, владыка находил возможность уделить внимание всем. Он понимал, что надо общаться с людьми в неформальной обстановке, так созидалось и укреплялось общество церковных людей. Владыка часто повторял: «Людей сплачивает общая молитва, общая работа и еда», — и он всегда этому следовал. С людьми он мог общаться до бесконечности….

Протоиерей Евгений Палюлин.

На первой фото, третий справа от владыки — автор этих строк.

*********
Погребён архиепископ Михаил на кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой Петергофского епископа Маркелла.