Вчера на вечернем богослужении звучала катавасия «Христос рождается, славите!»
Катавасия слово очень интересное. И оно у нас ассоциируется с суматохой. Иногда говорят: «Что это вы тут за катавасию устроили?» То есть суматоху, неразбериху. А вышло это из семинарских стен.
На великие праздники ирмос канона поется дважды — в начале и в конце. Так вот, тот, что поется в конце, называется катавасия. От греческого слова «катавасис» (спускаться вниз). И вот как раз на великие праздники второй, праздничный ирмос канона (катавасию) пели на два хора.
Для этого певцы специально сходились вниз с хоров. Мало того, что возникала сумятица и неразбериха , так ещё это было не всегда слаженное пение, ведь хоры то разные. Поэтому это церковное слово стало синонимом сумятицы и неразберихи.
И да, к котам катавасия не имеет никакого отношения…
А вообще, вот этой Рождественской катавасией, этим ирмосом, открывается смысл праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она входит в храм. В то пространство, в котором обитает Бог. Но скоро, Она Сама станет тем храмом , тем пространством, в котором Бог будет обитать, прежде чем прийти на землю.
Это ещё и напоминание нам, каждому из нас, о том, что человек — это Божий храм. В этом храме может совершаться таинство, гореть лампада, воскуряться фимиам Богу, звучать молитва и благодарность. Но этот храм может быть и осквернен, руинизироваан, как это было со многими храмами в годы безбожия.
Дай Бог, чтобы храм нашей души был бы свят. И готов к тому, чтобы в него вошёл Бог!
Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери, протоиерей Евгений Палюлин