Игумен Зосима

Есть такое поколение, которому удалось заглянуть в прошлый век. Речь идёт не о родившихся в 90 -е годы, а о тех, кто постарше, кто осмысленно застал век 20-й. Тех, кто родился в стране под названием Советский Союз. 

Эпоху эту нам целиком не объять, да и не ставим мы здесь такой задачи. Но есть частные воспоминания, которые неплохо было бы сохранить, хотя бы в виде небольшой зарисовки.

Любой человек — это центр вселенной, поэтому, всё, что происходит в жизни отдельного человека носит характер глобальный. Скорбь ли -она вселенская, радость ли — то же самое. Любое открытие — космическое. Мир-то вокруг тебя крутится! Ты — центр мироздания, именно так ощущает себя человек.

«Человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная»,- так об этом в свое время сказал святитель Григорий Нисский.

И, конечно, необыкновенное открытие дарит человеку вера в Бога, как в Творца и Промыслителя вселенной, а стало быть и твоего Промыслителя. Эта вера может подкрепляться разными способами, через людей, события и стечения обстоятельств. Так Бог созидает человека, собирает его. 

Однажды оказался свидетелем того, как тренер футболист отчитывал молодого за какую-то неудачу на поле словами: «Да, соберись ты!» Так и Бог хочет, ждёт от нас не разболтанной, но собранной жизни. И, собирая, посылает нам разных людей, которые порой оставляют неизгладимый след в душе. 

Мне в свое время очень понравилось высказывание Да Винчи: «Есть три типа людей: те, кто видят; те кто видят, когда им показывают; и те, кто не видят». Очень важно увидеть…. В жизни любого человека таких событий, когда Бог открывает тебе что-то, бывает немало, об этом и есть это небольшое повествование.

Осознание масштаба личности человека, с которым ты встретился, происходит не сразу, для этого нередко нужны годы и непосредственный опыт жизни.

Давние времена, период где-то конца семидесятых. Я уже первоклассник. Лето, время каникул и беззаботной жизни, дальше будет все строго регламентировано и подчинено учёбе.

А тут ещё и проблема возникла: оказывается, во сне я разговариваю, и так всю ночь напролёт. Это всерьез беспокоило родителей и бабушку. Какая- то эмоциональная жизнь протекала во мне совершенно бессознательно, да ещё и с жестикуляцией. 

Семья была в целом религиозная, атмосфера же деревенской жизни в большом доме бабушки и дедушки, куда меня отвозили на все каникулы, была прямо по Шмелёву, как в его рассказе «Лето Господне».

В каждой комнате деревенской избы перед образами горели лампады. Дедушка с бабушкой просыпались очень рано, нужно было «обрядить» скотину — накормить, напоить и отправить на выгул корову и овец, выпустить куриц. Поэтому как они молились по утрам я не видел. Меня же будили только к свежим пирогам. День был всегда насыщен: сенокос, огород, лес, пасека, всяческие дела по хозяйству, где и для меня находилось дело. Было время и для игры в деревне с местными мальчишками. Лампады у образов в избе горели всегда. Время от времени дедушка подливал масло в стаканчик лампады, да поправлял и чистил фитилёк, чтоб не коптил. Однако, вечером на молитву, дедушка с бабушкой вставали вместе. Я пристраивался рядом.

На вечернюю молитву, как правило, приходил и кот. Слезал с печи, лениво потягиваясь и зевая. Он садился у ног, уставившись на мерцающий огонёк лампады и внимал словам молитвы, лишь изредка посматривая на меня- проверяя, молюсь ли? Нужно сказать, что кот вёл жизнь очень благочестивую. На молитву вставал вовремя. Во дни постов -Великого, Петрова, Успенского и Рождественского мяса он не вкушал. А всё потому, что бабушка с дедушкой всегда постовали. А вот молока и яиц ему было вдоволь, как и мне. Меня, как и кота, строго не постили.

Из взрослых разговоров за столом дети узнают очень многое и бывают в курсе семейных проблем и взаимоотношений, узнают новые слова и понятия. Вот так, однажды, прозвучало слово «прозорливый».

Прозорливым некоторые люди называли батюшку, который в те времена служил в храме. Позднее стал понятен и смысл слова. Прозорливый — это значит умеющий глубоко видеть, проницать вглубь. А прозвучало это в контексте меня: «Мол, надо бы парня-то батюшке показать, беспокоен стал, да и во сне говорит, а ведь в школу нонче».

В один из дней бабушка Таисия засобиралась в храм. А для меня это только радость, обычно нужно уговаривать чтоб взяли, а тут и ныть не надо, сами возьмут. Ехать до храма верст сорок, да на перекладных, да по бездорожью — во красота какая! 

Храм Ильи Пророка на Засодимье хорош! Пятиглавый, на высоком холме, километрах в двух от города Кадников.

Для меня это не только радость путешествия, ночлега в приходских домах, особой атмосферы и церковных служб, но и лакомств. Родители, да и бабушка с дедушкой ограничивали в сладком, не потому что жалко, а потому, что наевшись сладкого, щей из печи и обычной еды уже не хотелось. А тут полные карманы конфет. В те времена такое водилось: бабушки редким детишкам, появлявшимся в храме, конфеты пихали. Каждая по конфетке норовила дать. Надают так, что карманы топорщатся. 

Отстояли обедню, ждём когда батюшка из храма выйдет. А в то время служил в этом храме Игумен Зосима Муратов. Служил недолгое время, но людям запомнился как ревностный и строгий пастырь. Полюбили его. Так вот, подходим под благословение. Беседуют вначале о каких-то делах, про жизнь, про меня что-то. Стою рядом, слушаю серьезные разговоры, а бабушка вдруг сетует: «Батюшка, вот, внучок что-то беспокойный стал, во сне разговаривает, да руками машет, а в школу пошёл». Отец Зосима посмотрел на меня так внимательно, как будто просканировав, да и говорит: «А вот матерится перестанет, так и спать спокойно будет».

— Да,что вы отец Зосима, он и слов-то таких не знает, семья хорошая, уж не от этого.

Отец Зосима потрепал меня за волосы на прощание, а уходя, как-то хитро с улыбкой на меня посмотрел. 

Едем с богомолья обратно, уставшие, но довольные. Бабушку ответ отца Зосимы конечно не устроил и ничего не прояснил, но да Бог с ним. А у меня уши горят….

Прям как Христос Нафанаилу: «Видел,- говорит, -тебя под смоковницей…История про Христа и Нафанаила очень известна. Никто не знал о переживаниях и тайном месте молитв Нафанаила, он прятался под смоковницей. Знать об этом мог только Бог.

В 90- е годы,уже обучаясь в Ленинградской, позднее Санкт-Петербургской духовной семинарии наткнулся на любопытный рассказ о Нафанаиле, о том, что он был подкидыш, и что нашли его бездетные родители, как Моисея, в корзинке, лежащего под смоковницей. Это было тайной семьи. И когда Иисус из Назарета говорит, что видел тебя под смоковницей, это потрясло Нафанаила — видеть это мог только Бог.

Позднее, у кого только не спрашивал, что это за книга и где она могла быть, ведь видел же ее своими глазами, не мог найти ответа и даже до сего дня. 

Так вот, горели у меня уши оттого, что отец Зосима знал то, о чем знать не мог никто.

А дело было вот в чём. В деревне я познакомился с местными мальчишками, там были постарше и младше, босоногими и чумазыми, никто не знал, что мы лазили по чужим огородам. Я убегал с ними до самой фермы и даже до речки, а туда без взрослых нельзя.

А как они умели материться, так прям заслушаешься: умело, по-взрослому, смачно, с интонацией. Ну и я с ними, не отставать же. Понятное дело, домой приходил шелковый, никто даже и догадаться не мог, как обогатился мой лексикон. Обычная летняя жизнь с деревенской шантропой. И тут, как гром с ясного неба: «А вот матерится перестанет, так и спать спокойно будет». Ай да Зосима…..

Протрезвило это меня необыкновенно. Что-то изменилось, во всяком случае больше не произносил матерных слов, и спать стал спокойно.

С этим отцом Зосимой мне удалось увидеться ещё раз много лет спустя. В то время он был духовником Вологодской епархии, а я иподиаконом владыки Михаила, и мне было 16-17 лет. Постеснялся я тогда рассказать ему эту историю. Узнал ли он во мне того школьника, приехавшего с бабушкой на богомолье?

В алтаре кафедрального собора г.Вологды. Слева направо: протоиерей Константин Васильев, протоиерей Василий Чугунов, игумен Зосима Муратов, протоиерей Георгий Иванов (фото из архива Дмитрия Лодыгина, сер.80-х)
Духовенство. Слева направо: протоиерей Александр Куликов, игумен Зосима Муратов, архиепископ Михаил Мудьюгин, протоиерей Серафим Сотский. Причет Казанской церкви города Устюжны.

Позднее, вероятно в 1986 году, отец Зосима вышел за штат епархии и уехал в Тульскую землю, там закончил свою земную жизнь. Где похоронен, не знаю. Жалею что не признался тогда.

Вот так, Промыслительно, со своей вселенной, ему было дано заглянуть в мой космос, и одной фразой он изменил мой мир. С тех пор, среди значимых для меня людей, о упокоении поминаю всегда игумена Зосиму.

Протоиерей Евгений Палюлин, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на Гражданке. 

11 марта 2023