«Я посреди вас, как служащий». Почему мы веруем во Христа как в Бога?

Неделя 7-я по Пасхе,
Святых отцов I Вселенского собора
Господь и Отцы 7 Всел. соборов

Почему так важно, что Наш Спаситель – Бог воплотившийся? А не творение Божие, не специально созданный посредник между Богом и людьми, как утверждается в учениях древнего арианства, Льва Толстого и современной секты «Свидетелей Иеговы»?

Мы не знаем, как Бог, действуя по Своей Божественной природе, «полагал основания земли», как установил физические и нравственные законы, но мы знаем Бога через те дела, которые Он совершил, родившись на земле как человек…

——————————————————————————————————

Сегодня мы празднуем память святых отцов I Вселенского собора. Среди этих отцов были как духоносные богословы, такие как Афанасий Великий и Осия Кордубский, — так и духоносные «простецы»: Спиридон Тримифунтский, и, по некоторым свидетельствам, Николай Чудотворец.

Все они выразили евангельское свидетельство о Божественности Христа Спасителя в виде однозначной формулировки – «Символа веры».

Ведь были люди, которые еретически учили, что Христос – лишь посредник, специально сотворенный Богом-Отцом для спасения людей. Именно так учил в древности бывший священник Арий; намного позднее Божественность Христа отрицал и великий писатель и моралист, но бывший христианин Лев Толстой; Божественность Христа отрицают и члены современной секты «Свидетели Иеговы.

А почему для каждого из нас так важно, что Наш Спаситель – Сам Бог воплотившийся?

***

Дело в том, что наше спасение заключается, собственно, в том, чтобы всей своей жизнью приблизиться к Богу. Но невозможно приблизиться к тому, с кем ты не знаком.

Сам Бог совершил наше спасение, чтобы мы узнали Его. Познали Его не теоретически, не по книгам, а в живом опыте общения с Ним. Это именно нам, потерявшим подлинное представление о Боге и о человеке как создании Божием, нужен был именно такой способ спасения, как Бого-воплощение, Бого-явление.

Мы не знаем, как Бог, действуя по Своей Божественной природе, «полагал основания земли» (Иов 38:4), как установил физические и нравственные законы, но мы знаем Бога через те дела, которые Он совершил, родившись на земле как человек.

«Бог – Господь, и явися нам» (Псалом 117:27)! Этого, к сожалению, не знают сектанты-иеговисты, этого не знали Арий и Лев Толстой, а мы знаем, что это Бог омыл апостолам ноги перед Тайной Вечерей, быв посреди них, как служащий (см.: от Луки 22:27). Это Бог принес Себя в жертву на Кресте, чтобы искупить наши грехи. И не только принес Себя в жертву за нас, но и отдает нам всего Себя в Таинстве Причащения.

Вот, мы приходим в храм Божий. Мы стоим на литургии «со страхом и трепетом» (тропарь вместо Херувимской песни на литургии св. В. Великого), потому что на престоле почивает Христос, Царь Славы, наш Бог и Владыка. А престол Бога и Царя Славы Христа – это Жертвенник! Бог обращается к нам: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», «… Сия есть Кровь Моя,… за вы и за многи[я] изливаемая во оставление грехов» (литургия св. И. Златоуста, евхаристический канон).

Вот Каков Истинный Бог! И если Он, наш Творец, «посреди нас, как служащий», то, конечно, любовь установлена Им и как основание жизни для человека.

Грех в нас и в окружающих нас людях постояннно свидетельствует нам об обратном; о том, что в мире действует иной закон: «человек человеку волк». Но когда мы уподобляемся в своем поведении Христу, переступая через свою трусость, или свою гордость, или свою лень, — мы открываем миру Бога. Мы свидетельствуем о возможности жить по другому закону – закону любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» и «все покрывает» (1 Коринфянам 13: 4-7). Этот закон утвердил Своей любовью, «даже до Креста» (Отпуст в Великий Четверг) и Своим Воскресением Сын Божий.

***

Желая, чтобы мы познали Бога и могли уподобиться Ему, Бог и совершил дело нашего Спасения непосредственно Сам. И поэтому все наши мысли, благодарность, надежды — устремлены на Него. Не посредник, а Сам Господь и Бог наш Иисус Христос – в центре всей жизни Своей Церкви.

Да и как мог Сын Божий поручить кому-то другому дело нашего спасения, Если Он Сам любит нас?… Как говорит пророк Исаия: «Не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь спас их, потому что любит их и щадит их; Сам избавил их… и вознёс их…» (Исаия 63:9).