Я осмотрелся в келье преподобного Симеона: прохладно, сыро, но есть окно, немного мебели. В общем, так и обычные люди могут жить. Но в одном и том же месте, как в миру, так и в монастыре, может быть человеку вольготно, а может в этом месте человеку «небо с овчинку» показаться, в зависимости от сложности задач, которые перед ним стоят…
______________________________________________________________________
1. Почему «так много» благодати в монастыре?
2. Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)
3. Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)
4. Женщины в Псково-Печерском монастыре
5. Монастырь Успенский, монастырь Печерский
6. Почему пещеры называют святыми
7. Немного о современной братии
8. Как получить духовную пользу от поездки в монастырь
9. Первая возможность отблагодарить Бога
***
Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)
Преподобный Симеон (Желнин) (1869 — 1960) жил в сырой келье в скале — в той же, в которой находятся монастырские пещеры (о них – чуть позже).
Я осмотрелся в келье: прохладно, сыро, но есть окно, немного мебели: кровать, стул, стол, шкаф (кстати, по профессии отец Симеон был краснодеревщиком). В общем, так и обычные люди, в принципе, могут жить. Но в одном и том же месте, как в миру, так и в монастыре, может быть человеку вольготно, а может в этом месте человеку «небо с овчинку» показаться, в зависимости от сложности задач, которые перед ним стоят.
«Преподобный Симеон, – рассказывает о. Анатолий, который проводит экскурсии в келью старца, — когда только принял схиму (наиболее строгая степень монашества) и вошел, в специальной схимнической одежде, в эту келью, бесы обступили его со всех сторон и ему угрожали: “Чего ты нацепил эти тряпки? Тебе с нами не совладать”. У о. Симеона было такое подавленное и тяжелое состояние, что он просил у Господа, чтобы тот забрал его душу. Но Господь не сделал этого». Отец Симеон, с Божией помощью, и в схиме смог продолжить свой подвиг чистой жизни и духовной брани и достиг святости. Мощи преподобного Симеона находятся в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.
Духовный подвиг преподобного Симеона показывает, какова цена той легкости молитвы и силы благодати, которые мы испытываем в монастыре. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Страдания святых — за нашу изнеженность; их посты и лишения — за наше невоздержание…; их молитвы горячие — за нас, ленивых к молитве».
Женщины в Псково-Печерском монастыре
Монахиня матушка Надежда, живущая неподалеку от монастыря, рассказывает: «Исторически так сложилось, что в мужском Псково-Печерском монастыре много женщин трудится. Благочестивых, конечно; и молодых, и уже пожилых. Говорят, это потому, что одним из основателей монастыря была преподобная Васса».
Матушка Надежда была келейницей и духовной дочерью старца Афиногена (Агапова) (1881—1979). Он был духовным отцом и ныне здравствующего старца Илия (Ноздрина). Матушка Надежда продолжает рассказ: «У меня было сердце больное, а отец Афиноген мне говорит: “Будешь моей келейницей, будешь печку топить, кашу варить”. Я решила к себе домой ехать, а тут заходит отец наместник монастыря, и говорит отцу Афиногену: “Вот, бери себе эту девушку в келейницы”».
«Отец Афиноген исцелял. Я вот, с рукой больной приехала, он – помолился, перекрестил, окропил, и рука стала двигаться. Я и печь топила, и кашу варила – и здоровье было в порядке».
Монастырь Успенский, монастырь Печерский
Пещеры Псково-Печерского монастыря – естественные, природные, другими словами, «Богом (со)зданные», а не человеком ископанные пещеры. Собственно, в этих пещерах в XIV в. и подвизались первые монахи: преподобный Марк и другие. Их духовные преемники, преподобные Иона и Васса (бывшие до пострига мужем и женой) в XV в. ископали рядом в горе храм, который был
освящен в честь Успения Божией Матери, ставший главным храмом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В нем находится
чудотворная икона Успения и мощи преподобномученика игумена Корнилия.
28 августа, в день Успения, в монастырь собирается особо большое число паломников. Дорожка от Успенского до Михайловского храмов устилается травой и цветами, и по ней идет крестный ход
с чудотворной иконой Успения Божией Матери.
Но главное в праздник Успения, конечно, — это не красивая дорожка с цветами, а та укрепляющая благодать Божия, которую дарует Богоматерь всем, с верой пришедшим поклониться Ей в особый день Её Успения
(смерти). Церковь торжественно празднует это событие, потому что для Богоматери смерть стала переходом к вечной жизни и началом Ее непрестанной небесной молитвы за всех нас.
От названия праздника Успения Божией Матери и главный храм монастыря, и сам монастырь и берет свое название. Вторую часть своего названия: «Псково-Печерский монастырь» – он получает от пещер, вокруг которых он вырос. Древне-русское слово «печоры» и означает: «пещеры».