9 октября (н.ст.) — день памяти Иоанна Богослова
…Евангелие от Иоанна учит о Божественности Иисуса Христа, Которого святой Иоанн образно называет Словом Бога-Отца: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово»… Святой Иоанн имел горячую любовь к Богу и людям, поэтому и оказался достоин принять от Бога столь важные и спасительные для всех христиан откровения о Боге, судьбах мира и духовной жизни…
Святой Иоанн был сыном простого рыбака. Он не был женат и был девственником.
Апостол Иоанн был одним из трех учеников (вместе с его братом, апостолом Иаковом, а также апостолом Петром), которым Господь доверял присутствовать при особо важных событиях Своего служения. Например: при преображении на Фаворе и при воскрешении Господом дочери Иаира.
Во время Тайной Вечери Иоанн возлежал рядом с Господом, как Его любимый ученик. Он, единственный из 12-ти апостолов, не побоялся последовать за Господом на Голгофу. И Распятый Господь доверил Иоанну ухаживать за Своей Матерью после окончания Своей земной жизни.
Святой Иоанн называется апостолом, евангелистом и богословом. В этих 3-х словах – суть его великого служения Церкви Христовой.
Слово «апостол» означает по-гречески «посланник». И действительно, каждому из 12-ти апостолов, по брошенному им жребию, выпало проповедовать и быть первыми христианскими миссионерами в тех или иных уголках земли.
Так и апостол Иоанн, после успения Божией Матери, направился в город Эфес и другие города Малой Азии (в настоящее время – территория Турции), взяв с собой своего ученика Прохора. Проповедь Иоанна сопровождалась многочисленными чудесами.
Во время гонения на христиан императора-язычника Нерона, святого Иоанна заставили выпить чашу со смертельным ядом, но он остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. На Патмосе он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных.
Там, около 67 года по Р.Х., апостолом Иоанном была написана одна из книг, входящих в состав Нового Завета — «Апокалипсис», что по-гречески означает «Откровение», в которой, очень образным языком, доходящим до сердца христианских читателей, — изложены события 2-го пришествия Христова и конца этого мира, а также преображения этого мира и наступления вечного Царствия Небесного для всех людей, стремившихся жить по заповедям Христовым. Перед написанием «Откровения» Апостол Иоанн удалился на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост.
Вернувшись в Ефес, около 95 года по Р.Х., апостол Иоанн написал там 4-е Евангелие. Поэтому святого Иоанна называют не только апостолом, но и евангелистом. Евангелие от Иоанна наиболее полно из всех 4-рех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) наиболее полно раскрывает учение о Троице, учит о Божественности Иисуса Христа, Которого Иоанн образно называет Словом Бога-Отца: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово» (Иоанна 1:1). Поэтому апостол и евангелист Иоанн называется еще и Богословом. Он первым в истории Церкви удостоился такого звания. По сути, все богословие Святых отцов основывается на Евангелии от Иоанна и на Посланиях апостола Павла.
Важно понимать следующее. Когда мы говорим: «богословие святого Иоанна», «Книга “Откровение Иоанна Богослова”» или «Евангелие от Иоанна» мы должны помнить, что все эти откровения даны ему Богом, а святой Иоанн – формулирует эти откровения человеческим языком.
На иконах евангелисту Иоанну Богослову соответствует изображение орла – символ высокого парения его богословской мысли.
Его богословие – это не сухие богословские построения, как у некоторых богословов, а выражение опыта его духовной жизни, это богомыслие, это результат его общения со Христом во время земной жизни Христа, а также его молитвенного общения со Христом Воскресшим.
Апостол Иоанн написал также 3 других книги, входящих в состав Нового Завета. Это 3 Послания, называемых «соборными», так как они содержат наставления о христианской жизни вообще и адресованы ко всем христианским общинам того времени (в отличие от Посланий апостола Павла, которые были написаны в связи с конкретными обстоятельствами в конкретных общинах). Церковь именует святого Иоанна «апостолом любви», потому что он постоянно, и в проповедях, и на страницах своего Евангелия, и в своих Соборных посланиях призывает христиан любить друг друга. Он учит, что без любви к людям человек не может приблизиться и к Богу.
И конечно, он сам имел такую любовь. Поэтому он был любимым учеником Самого Господа, из всех 12-ти учеников-апостолов. И поэтому он оказался достоин принять от Бога столь важные и спасительные для всех христиан откровения о Боге, судьбах мира и духовной жизни. Будучи сыном простого рыбака по имени Зеведей, благодаря благодати Божией и своим усердным размышлениям, он смог выразить эти откровения во всей их высоте и полноте.
Святой апостол Иоанн преставился в возрасте 100 с лишним лет . Он умер своей смертью, в отличие от других 11-ти апостолов, претерпевших мученическую кончину. Мы празднуем день его преставления 9 октября (по новому стилю).
Но также мы празднуем память Иоанна Богослова и 21 мая, потому что в этот день, многие века подряд, из его могилы выступала на поверхность тонкая пыль, которую собирали паломники и исцелялись ей от болезней.
Праздничная стихира святому Иоанну, сыну простого рыбака Зеведея, говорит о всех 3-х его служениях Церкви — апостола, евангелиста и богослова: «Зритель [то есть созерцатель] неизреченных Откровений,… сын Зеведеев, написав нам Христово Евангелие, богословить Отца, и Сына, и Духа Святого, научил есть».