Крест Господень — это не «победа на варваров», а «оружие мира»

праздник Воздвижения Креста Господня
 (14/27 сентября)
     …С точки зрения военной мощи Византийского государства христианство не стало гарантией побед.  Несмотря на изображения Креста на византийских знаменах, турки-мусульмане разрушили православную Византийскую империю.
     Так история учит нас, что победа, которую Христос дарует Своим последователям, — иного рода… Поэтому со временем текст тропаря Крестовоздвижения был изменен: в нем уже не говорится о даровании Господом победы «царям над варварами…»

       Крест Господень — 

не «победа на варваров», а «оружие мира»

    Церковь почитает Крест Господень множество раз в году. Прежде всего, Великим постом в Великую Пятницу –  в день Распятия Спасителя. А также: в Неделю Крестопоклонную Великого поста, еженедельно в среду и пятницу, в праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня, в день Воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме  и сегодня, в великий праздник Воздви́жения Честного и Животворящего Креста. Во все эти дни церковный устав, за редкими исключениями, предусматривает строгий пост.

Сегодня, в день Крестовоздвижения, Церковь вспоминает два события.

Первое – обре́тение, то есть, обнаружение Креста Господня в 326 году. Поискам Креста Господня предшествовало обращение в христианство римского императора Константина Великого в 312 году. Перед одной из битв ему было явление на Небе образа Креста Господня и слов: «Этим побеждай!». Константин уверовал во Христа и прекратил гонения на христиан в Римской империи. После своего обращения ко Христу император Константин и захотел найти утраченную святыню — Древо Креста Господня. Его мать, царица Елена, отправилась для этого в Святую Землю, в город Иерусалим.

Раскопки было решено проводить прямо рядом с Голгофой – местом распятия Спасителя, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста – Господа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Как говорит Предание, когда один из трех крестов возложили на умершего человека, он ожил. Таким образом узнали, какой из крестов — Крест Господа. Затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать эту святыню народу. Для этого он поднимал, по церковно-славянски – «воздвигал» Крест. Отсюда – название праздника: Кресто-воздви́жение.

Девятью годами позже, в 335 году, над Голгофой и местом обре́тения Креста Господня был построен и освящен величественный храм. Пространство этого храма охватывает также гроб Господень, поэтому этот храм называется «храм Гроба Господня» или «храм Воскресения Христова». Память освящения (или, как еще говорят, обновления) храма Воскресения Христова праздновалась вчера.

Около трех веков спустя после этих событий Святая Земля была завоевана персидским царем, а Крест Господень увезен в Персию. Но вскоре византийский император Ираклий одержал победу над персами и в 631 году вернул Крест Господень в Иерусалим. Поэтому сегодня вспоминается не только обре́тение и воздви́жение Креста Господня при императоре Константине, но и возвращение Креста Господня из персидкого плена тремя веками спустя.

***

Крест, на котором Господь претерпел страдания и победил смерть – это самая великая христианская святыня. Поэтому событие обре́тения Креста Господня мы празднуем как один из 12-ти главных церковных праздников. Причем это единственный двунадесятый праздник, который не посвящен событиям земной жизни Спасителя.

Нужно сказать, что в Византии сегодняшний праздник был не только поклонением обретенному Кресту как «оружию мира» (кондак Крестовоздвижения), то есть, орудию примирения человека с Богом. Праздник Крестовоздвижения нес в себе также политическую идею о том, что власть византийских императоров укрепляется силой Креста Господня. И что утверждение христианства в качестве «государственной религии», якобы, делает византийское общество подлинно христианским. Первоначальный греческий текст тропаря праздника Крестовоздвижения прямо говорил обо всем этом: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы царям на варваров даруя, и Твоих сохраняя Крестом Твоим подданных».

Но, несмотря на то, что христианство стало государственной религией Византийской империи, далеко не все византийцы стали христианами по духу, а не по формальной принадлежности. Ведь государство и кесарь (царь) могут дать человеку только кесарево, а Божие – даёт Бог (ср.: Мк 12:17). Обращение человека в христианство – это всегда внутренний, личный выбор человека, при содействии Церкви.

С точки зрения военной мощи Византийского государства христианство также не стало гарантией побед.  Несмотря на изображения Креста на византийских знаменах, турки-мусульмане разрушили православную Византийскую империю.

Так история учит нас, что победа, которую Крест Христов дарует Своим почитателям, — иного рода. Это победа над силами зла и смертью и примирение с Богом. И с ходом истории текст тропаря Крестовоздвижения был изменен. В нем уже не говорится о даровании Господом победы царям над варварами, а говорится о даровании Господом победы христианам над сопротивными, то есть, над силами зла. И такая победа есть подлинная, «непобедимая» победа (кондак Крестовоздвижения).

В прославлении Креста Господня как оружия духовной победы и заключается подлинный, глубокий смысл праздника Крестовоздвижения. Сегодня «празднуется Крест», «освятивший мир» и «поднятый [как бы] над вселенной» (инок Григорий (Круг)); сегодня празднуется Крест как орудие преодоления греха всего мира и смерти каждого человека. Сегодня прославляется это спасительное знамя, и принадлежит оно не какому-либо царству земному, но — Церкви.