Спаситель пришел в мир. Спаситель, Который так нам нужен

25 декабря/ 7 января — Рождество Христово
В чем заключается таинство жизни человека, который живет «по Рождестве Христовом»? В саму земную «прозу» нашей жизни вошла небесная радость. И это таинство впервые проявляется в самом Рождестве Спасителя: «Таинство странное вижу и преславное: вертеп (то есть, пещера) – стала Небом!.. Ясли – стали вместилищем, в котором возлежит Не-вместимый Христос Бог

…Пусть празднование Рождества научит нас самому насущному: как нам жить? как нам укрепить свою веру?, а не оставит в душе очередные внешние впечатления и переживания. Не будем отвергать рождественский источник духовной радости, чтобы потом говорить, что не видим почти ничего кроме «прозы» и суеты в своей жизни…

Спаситель пришел в мир. Спаситель, Который так нам нужен.

 Сегодня мы стоим перед рождественским вертепом с Богомладенцем, животными у Его яслей и звездой над ними. И очень жаль, что современный мир воспринимает все это как некую «рождественскую сказку», в которую можно ненадолго спрятаться от реалий жизни.

Однако великое событие Рождества Христова, которое разделило историю человечества на эры «до» и «после» Рождества, происходит в пещере для животных, то есть, в хлеву (ср.: от Луки 2:7). Истинный же Спаситель Христос принял на Себя человеческую жизнь во всей ее «прозе», не избегая ее, но освящая и преображая эту жизнь.

Да, наш мир еще несет в себе раны зла, лишений и смерти, которые нанес миру первый человек своим отпадением от Бога. Но, вместе с тем, это мир, в который пришел Сам Бог. И теперь сама «проза» нашей жизни содержит в себе для нас источник небесной радости. В этом – таинство жизни человека, который живет «по Рождестве Христовом».

И это таинство впервые проявляется в самом Рождестве Спасителя: «Таинство странное (то есть, удивительное) вижу и пре-славное: вертеп (то есть, пещера) – стала Небом!.. Ясли (то есть кормушка для животных) – стали вместилищем, в котором возлежит Не-вместимый Христос Бог!» – так звучат слова песнопений праздника Рождества (канон утрени, 9-я песнь, ирмос). О чем здесь говорится: о величии и силе Христа как Бога или Его хрупкости как человека? И о том, и о другом.

В Рождестве Спасителя открывается вся горечь нынешнего состояния человечества, которое оказалось способным предложить Своему Творцу только хлев. Спеленатый Богомладенец лежит в кормушке, в этих грубо сколоченных, отполированных мордами животных досках – нашего ради спасения…  Об этом Его смирении говорит священник в отпусте в конце каждого богослужения в рождественские дни: «В вертепе роди́вшийся, и в я́слях возле́гший, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…»

И вместе с тем, Божественное величие Этого Младенца делает кормушку для животных небесным ложем, а пещеру – Небом.

Так и в жизни каждого христианина небесная радость и земная повседневность не бывают одна без другой; а именно, небесная радость и благодать даруются человеку тогда, когда он стремится исполнить волю Божию о себе в своей повседневной жизни. Когда человек прекращает выбирать: что́ из того, что Бог посылает ему в жизни, он принимает, а что — не принимает (ср.: Иов 2:10).

Пример такого смирения для нас – Христос. Как пишет святой апостол Павел: «Пусть у вас будут быть те же стремления, какие и у Христа Иисуса», Который, будучи Богом, не счёл невозможным для Себя «умалиться и принять образ раба, и родился как человек…; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (к Филиппийцам 2:5-8).

***

Христос раждается не для того, чтобы мы умилились громогласным концертным песнопениям в Его честь. И тем более Христос раждается не для того, чтобы люди умилились в Его Рождество рождественскими распродажами и рождественскими скидками. Христос рождается, чтобы изменить нашу жизнь.

Пусть же и празднование и воспоминание этого события научит нас самому насущному: как нам жить? как нам укрепить свою веру?, а не оставит в душе очередные внешние впечатления и переживания, которыми мы привыкли питать свою душу.

Не будем отвергать рождественский источник духовной радости и мудрости, чтобы потом говорить, что не видим почти ничего кроме «прозы» и суеты в своей жизни.

Как говорит святитель Григорий Богослов в своем “Слове на… Рождество Спасителя”: «Будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому но пре-мирно, не наш праздник, но… праздник нашего Владыки, не праздник [наших] немощей, но праздник [нашего] исцеления».

Рождение Христа осветило мир светом истинного разума, чтобы мы этим светом научились покланяться Ему, духовному Солнцу правды (ср.: тропарь пр-ка).  Будем поклоняться Богу, лежащему в яслях, в духе и истине, ибо таких поклонников Он ищет Себе (ср.: от Иоанна 4:23).

И тогда родится в нас всесильное и тихое ликование: “Спаситель пришел в мир. Спаситель, Который так нам нужен”. И мы увидим, что весь мир вокруг наполнен этим ликованием. Эту радость святитель Григорий Богослов попытался выразить в словах, едва эту радость вмещающих: «Христос рождается — славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле — возноситесь! Пойте Господу, вся земля» (Слово на Рождество Спасителя; ср.: канон утрени Рождества, 1-я песнь, ирмос)!