Великая суббота: «немощно́е Божие сильнее человеков»

       …На отпевании умершего человека читают, как бы от его имени, 17-ю кафизму — «Непорочны». В ней говорится о человеке непорочном, ходившем в законе Господнем . Ведь об усопших говорят только хорошее… Но как горько, если все эти слова выражают только несбывшиеся надежды.

         Насколько же по-другому звучат те же самые слова, которые поются на утрене Великой субботы от имени Сына Человеческого, лежащего во гробе! «Сколь возлюбил Я закон Твой, Господи, весь день он поучение Мое есть… От всякого пути́ лука́ва возбранил ногам моим, чтобы сохранить словеса́ Твоя́»… Эти «Непорочны» поются Тому Сыну Человеческому, Который действительно во всём ходил в законе Господнем. Поэтому, даже Умерший, Он является Заступником и Спасителем для нас, живых. Воистину, «немощно́е Божие сильнее человеков» (1 Коринфянам 1:25), — по словам святого апостола Павла. Воистину «сия суббота  преблагословенна: в ней Христос уснув, воскреснет тридневен» (кондак Великой Субботы).

Великая Суббота – таи́нственное время, отделяющее смерть Господа на Кресте от Его воскресения. Сегодня наш Владыка «во гробе пло́тски, во аде же с душою, как Бог, в раю́ же с разбойником и на престоле… со Отцом и Духом, всё Наполня́я [Собой], Неопи́санный» (тропарь Часов Пасхи).

Вчера уже прозвучали слова Спасителя со Креста: «Совершилось» (Иоанна 19:30): уже совершены Его крестные страдания и смерть. Древо Креста Господня стало как бы новым райским древом жизни, выросшим на Голгофе и дающим новую жизнь людям. Так и гроб Христов, у которого мы стоим сегодня, сделался светлее всякого царского чертога, сделался носителем жизни (см.: тропарь Часов Пасхи).

Наш опыт смерти может говорить совсем о другом: когда мы смотрим на обычного человека в гробу и вдруг понимаем, что это уже не «кто», а «что» лежит перед нами – нам становится не по себе. То, что было человеком, помазывают благовониями, используют миро, чтобы хотя бы как-то скрасить тление.

Но не перед таким гробом мы стоим сейчас. «Миро мертвым суть прилично, Христос же истления явился чужд» (Вечерня Великой пятницы, тропарь). Тело Христово и по смерти оставалось нетленным, хотя и разделилось с Его душой.

Безгрешная же душа Христова – явилась чуждой всякого адского пленения; ад не имел над ней никакой власти. Как пророчески сказал царь Давид: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15:10). Сегодня душою, сияющей славой Божества, Христос сошел во ад (см.: митр. Антоний (Сурожский). Проповедь в Великую субботу). Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Ад… принял тело, — и встретил Бога. Принял землю, и встретил Небо. Принял то, что видел, и впал в то, что не видел» (Слово на Святую Пасху). Сегодня пред именем Иисуса преклонилось всякое колено: не только на небе и на земле, но и в преисподней преклонились пред Ним колени гордых бесов (см.: Филиппийцам 2:10).

Так Господь разрушил власть ада над душой всякого человека, живущего и умирающего во Христе. Значение сошествия Христа во ад не только в том, что Он вывел оттуда в рай души всех ветхозаветных праведников. Сегодня Христос открыл рай для души каждого человека, который приносит плоды покаяния в своей жизни. И первым таким человеком стал благоразумный разбойник.

Пребывание душ усопших в раю – это только частичное преодоление смерти; это только предвкушение жизни «будущего века» (см.: Символ веры), которая начнется уже после телесного воскресения людей. Но, по словам митрополита Антония (Сурожского), открытием дверей рая Христос уже «положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра» (Проповедь в Великую субботу) вот уже две тысячи лет, как души праведников: апостолов и бессребреников, мучеников и преподобных – на суд не приходят, но переходят от смерти в живот (см.: Иоанна 5:24).

Поэтому и говорит нам Священное Предание Церкви: первые сорок дней Великого поста превосходят все остальные дни в году; Страстная седмица – превосходит и эти сорок дней по своему духовному значению. Но из всех дней Страстной седмицы наибольший день – Великая суббота (см.: Постная Триодь, утреня Великой субботы, синаксарь).

Гроб Спасителя животворит, и «чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал»: (митр. Антоний (Сурожский). Проповедь в Великую субботу): «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоанна 14:27).