Сын рыбака — апостол, евангелист и богослов

Иоанн Богослов с ангелом и орлом9 октября (н.ст.) — день памяти Иоанна Богослова

…Евангелие от Иоанна учит о Божественности Иисуса Христа, Которого святой Иоанн образно называет Словом Бога-Отца: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово»… Святой Иоанн имел горячую любовь к Богу и людям, поэтому и оказался достоин принять от Бога столь важные и спасительные для всех христиан откровения о Боге, судьбах мира и духовной жизни…

Святой Иоанн был сыном простого рыбака. Он не был женат и был девственником.

Апостол Иоанн был од­ним из трех уче­ни­ков (вместе с его братом, апостолом Иаковом, а также апостолом Петром), ко­то­рым Господь доверял присутствовать при особо важных событиях Своего служения. Например: при пре­об­ра­же­нии на Фа­во­ре и при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иаира.

Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри Иоанн воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом, как Его любимый ученик. Он, единственный из 12-ти апостолов, не побоялся последовать за Господом на Голгофу. И Распятый Господь доверил Иоанну ухаживать за Своей Матерью после окончания Своей земной жизни.

Святой Иоанн называется апостолом, евангелистом и богословом. В этих 3-х словах – суть его великого служения Церкви Христовой.

Слово «апостол» означает по-гречески «посланник». И действительно, каждому из 12-ти апостолов, по брошенному им жребию, выпало  проповедовать и быть первыми христианскими миссионерами в тех или иных уголках земли.

Так и апо­стол Иоанн, по­сле успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­пра­вил­ся в город Эфес и другие города Малой Азии (в настоящее время – территория Турции), взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Про­по­ведь Иоанна со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Во время го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра-язычника Неро­на, святого Иоанна заставили вы­пить ча­шу со смер­тель­ным ядом, но он остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. На Патмосе он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных.

Там, око­ло 67 го­да по Р.Х., апостолом Иоанном бы­ла на­пи­са­на одна из книг, входящих в состав Нового Завета —  «Апо­ка­лип­сис», что по-гречески означает «От­кро­ве­ние», в которой, очень образным языком, доходящим до сердца христианских читателей, — изложены события 2-го пришествия Христова и конца этого мира, а также преображения этого мира и наступления вечного Царствия Небесного для всех людей, стремившихся жить по заповедям Христовым. Перед написанием «Откровения» Апо­стол Иоанн уда­лил­ся на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост.

Вер­нувшись в Ефес, око­ло 95 го­да по Р.Х., апо­стол Иоанн на­пи­сал там 4-е Еван­ге­лие. Поэтому святого Иоанна называют не только апостолом, но и евангелистом. Евангелие от Иоанна наиболее полно из всех 4-рех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) наиболее полно раскрывает учение о Троице, учит о Божественности Иисуса Христа, Которого Иоанн образно называет Словом Бога-Отца:   «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово» (Иоанна 1:1). Поэтому апостол и евангелист Иоанн называется еще и Богословом. Он первым в истории Церкви удостоился такого звания. По сути, все богословие Святых отцов основывается на Евангелии от Иоанна и на Посланиях апостола Павла.

Важно понимать следующее. Когда мы говорим: «богословие святого Иоанна», «Книга “Откровение Иоанна Богослова”» или «Евангелие от Иоанна» мы должны помнить, что все эти откровения даны ему Богом, а святой Иоанн – формулирует  эти откровения человеческим языком.

 

 На иконах еван­ге­ли­сту Иоан­ну Бо­го­сло­ву соответствует изображение орла – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния его бо­го­слов­ской мыс­ли.

Его богословие – это не сухие богословские построения, как у некоторых богословов, а выражение опыта его духовной жизни, это богомыслие, это результат его общения со Христом во время земной жизни Христа, а также его молитвенного общения со Христом Воскресшим.

Апостол Иоанн написал также 3 других книги, входящих в состав Нового Завета. Это 3 Послания, называемых «соборными», так как они содержат наставления о христианской жизни вообще и адресованы ко всем христианским общинам того времени (в отличие от Посланий апостола Павла, которые были написаны в связи с конкретными обстоятельствами в конкретных общинах). Цер­ковь име­ну­ет святого Иоан­на «апо­сто­лом люб­ви», потому что он постоянно, и в проповедях, и на страницах своего Евангелия, и в своих Соборных посланиях при­зы­вает хри­сти­ан лю­бить друг дру­га. Он учит, что без люб­ви к людям че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся и к Бо­гу.

И конечно, он сам имел такую любовь. Поэтому он был любимым учеником Самого Господа, из всех 12-ти учеников-апостолов. И поэтому он оказался достоин принять от Бога столь важные и спасительные для всех христиан откровения о Боге, судьбах мира и духовной жизни. Будучи сыном простого рыбака по имени Зеведей, благодаря благодати Божией и своим усердным размышлениям, он смог выразить эти откровения во всей их высоте и полноте.

Свя­той апо­стол Иоанн преставился в воз­расте 100 с лиш­ним лет . Он умер своей смертью, в отличие от других 11-ти апостолов, претерпевших мученическую кончину. Мы празднуем день его преставления  9 октября (по новому стилю).

Но также мы празднуем память Иоанна Богослова и 21 мая, потому что в этот день, многие века подряд, из его могилы выступала на поверхность тонкая пыль, которую собирали паломники и ис­це­ля­лись ей от бо­лез­ней.

Праздничная стихира святому Иоанну, сыну простого рыбака Зеведея, говорит о всех 3-х его служениях Церкви —  апостола, евангелиста и богослова: «Зритель [то есть созерцатель] неизреченных Откровений,… сын Зеведеев, написав нам Христово Евангелие, богословить Отца, и Сына, и Духа Святого, научил есть».