23 и 24 октября (н. ст.)
Преемственная передача опыта от одних старцев к другим продолжалась в Оптиной более ста лет…
…Если русские писатели-классики в своих произведениях вдумчиво рассматривали нравственные проблемы и пытались раскрыть духовную жизнь человека, преподобные Оптинские старцы сами были, в полной мере, носителями этой духовности.
Старцы Оптиной Пустыни – явление в истории Русской Церкви исключительное, потому что преемственная передача опыта от одних старцев к другим продолжалась в Оптиной более ста лет. Первый старец, преподобный Лев, приехал в Оптину Пустынь в 1829 г., а последний, преподобномученик Исаакий «Второй», был расстрелян в 1937 году.
В отличие от древних подвижников, о духовном пути Оптинских святых очень многое известно, их наставления часто звучат понятнее для современного человека.
Собор Оптинских старцев, прославленных во святых, составляют 14 человек, среди которых преподобные Лев, Макарий, Амвросий, Варсонофий, Нектарий и другие.
Кто такие старцы? В любую эпоху есть миряне и монахи, которые, путем подвига, становятся носителями благодати Божией во всей ее полноте, имеют дар рассуждения (мудрости) и дар любви ко всем людям, а нередко – и дары прозорливости и чудотворения. Их часто называют старцами; получается, что «старец», в широком смысле, — это всякий духовный человек. Но только некоторых из таких людей Господь благословляет быть духовными наставниками множества людей. Именно такое служение – и есть старчество в собственном смысле слова.
Старцы Оптиной Пустыни не только духовно окормляли тысячи людей. Оптинская братия, под руководством преподобного Макария, активно занималась изучением и изданием творений Святых отцов. Стараниями преподобного Амвросия было создано 4 женских монастыря, что было очень трудно сделать в царской России. Самый известный из них — женская обитель в Шамордино.
Преподобный Амвросий – самый почитаемый Оптинский старец. Он родился в 1812 г. в священнической крестьянской семье. Учился в семинарии, где показал высокие способности и быстрый ум, затем заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашество. После нескольких лет промедления Александр поступает в число братии монастыря Оптина пустынь, где его наставниками становятся старцы Лев и Макарий.
Святой Амвросий Оптинский не родился святым, а прошел тот путь трудной работы над собой, к которому призваны и мы. О своем духовном становлении сам преподобный Амвросий впоследствии неоднократно рассказывал.
Например, однажды, вскоре после того как монах Амвросий был посвящен в диаконы, он подходит перед службой к стоявшему в алтаре игумену, и игумен спрашивает его: «Ну что, привыкаете?…» О. Амвросий развязно отвечает ему: «Вашими молитвами, батюшка!» Тогда о. Антоний продолжает: «…К страху-то Божьему [привыкаете]?» Отец Амвросий понял неуместность своего тона в алтаре и раскаялся.
Простудившись, отец Амвросий стал много болеть, и это стало его крестом на всю жизнь. Тяжелая болезнь имела большое значение для его духовной жизни, побудила его глубже войти в себя. Преподобного Амвросия благословляют помогать старцу Макарию в духовном окормлении людей, а после смерти преподобного Макария стал духовником обители.
К преподобному Амвросию за духовными наставлениями обращались не только многочисленные монашествующие, но и миряне со всей страны. Среди них были и неграмотные крестьяне, и русская интеллигенция, например, философ Константин Леонтьев, писатели Гоголь, Алексей Толстой, Достоевский, Лев Толстой. О Достоевском старец сказал: «Это кающийся».
Лев Толстой, который много критиковал Церковь, порой справедливо, а гораздо чаще – нет, говорил: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Если русские писатели-классики в своих произведениях вдумчиво рассматривали нравственные проблемы и пытались раскрыть духовную жизнь человека, преподобный Амвросий сам был живым носителем духовности.
Она далась ему ценой каждодневного подвига. Старец вставал часа в четыре утра, и целый день дверь его кельи была открыта, и он принимал людей. Однажды истомленный старец, с потупленным взором, едва брел среди народной толпы, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! Прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, — писал старец в одном из писем, — и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми».
Преставился преподобный Амвросий в 1891 г.
В настоящее время многократно переиздается его переписка со своими духовными детьми. Можно также порекомендовать одну из лучших книг о нем, написанную старцем нашего времени, схиархимандритом Иоанном (Масловым): «Преподобный Амвросий, богоносный старец Оптинский».