Прп. Амвросий Оптинский и Собор Оптинских старцев

Амвросий, прп. -1 (радостный)_МАЛ

23 и 24 октября (н. ст.)

Преемственная передача опыта от одних старцев к другим продолжалась в Оптиной более ста лет…

…Если русские писатели-классики в своих произведениях вдумчиво рассматривали нравственные проблемы и пытались раскрыть духовную жизнь человека, преподобные Оптинские старцы сами были, в полной мере, носителями этой духовности.

Старцы Оптиной Пустыни – явление в истории Русской Церкви исключительное, потому что преемственная передача опыта от одних старцев к другим продолжалась в Оптиной более ста лет. Первый старец, преподобный Лев, приехал в Оптину Пустынь в 1829 г., а последний, преподобномученик Исаакий «Второй», был расстрелян в 1937 году.

В отличие от древних подвижников, о духовном пути Оптинских святых очень многое известно, их наставления часто звучат понятнее для современного человека.

File name :DSCN1465.JPG File size :674.7KB(690907Bytes) Shoot date :2002/05/23 22:04:18 Picture size :2048 x 1536 Resolution :72 x 72 dpi Number of bits :8bit/channel Protection attribute :Off Hide Attribute :Off Camera ID :N/A Model name :E995 Quality mode :NORMAL Metering mode :Multi-pattern Exposure mode :Programmed auto Flash :No Focal length :24.1 mm Shutter speed :1/447.6second Aperture :F6.2 Exposure compensation :0 EV Fixed white balance :Auto Lens :Built-in Flash sync mode :N/A Exposure difference :N/A Flexible program :N/A Sensitivity :Auto Sharpening :Auto Curve mode :N/A Color mode :COLOR Tone compensation :AUTO Latitude(GPS) :N/A Longitude(GPS) :N/A Altitude(GPS) :N/A

Собор Оптинских старцев, прославленных во святых, составляют 14 человек, среди которых преподобные Лев, Макарий, Амвросий, Варсонофий, Нектарий и другие.

Кто такие старцы?  В любую эпоху есть миряне и монахи, которые, путем подвига, становятся носителями благодати Божией во всей ее полноте, имеют дар рассуждения (мудрости) и дар любви ко всем людям, а нередко – и дары прозорливости и чудотворения. Их часто называют старцами; получается, что «старец», в широком смысле, — это всякий духовный человек. Но только некоторых из таких людей Господь благословляет быть духовными наставниками множества людей. Именно такое служение – и есть старчество в собственном смысле слова.

Старцы Оптиной Пустыни не только духовно окормляли тысячи людей. Оптинская братия, под руководством преподобного Макария, активно занималась изучением и изданием творений Святых отцов. Стараниями преподобного Амвросия было создано  4 женских монастыря, что было очень трудно сделать в царской России. Самый известный из них —  женская обитель в Шамордино.

Преподобный Амвросий – самый почитаемый Оптинский старец. Он родился в 1812 г. в священнической крестьянской семье. Учился в семинарии, где показал высокие способности и быстрый ум, затем заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашество. После нескольких лет промедления Александр поступает в число братии монастыря Оптина пустынь, где его наставниками становятся старцы Лев и Макарий.

Святой Амвросий Оптинский не родился святым, а прошел тот путь трудной работы над собой, к которому призваны и мы. О своем духовном становлении сам преподобный Амвросий впоследствии неоднократно рассказывал.

Например, однажды, вскоре после того как монах Амвросий был посвящен в диаконы, он подходит перед службой к стоявшему в алтаре игумену, и игумен спрашивает его: «Ну что, привыкаете?…» О. Амвросий развязно отвечает ему: «Вашими молитвами, батюшка!» Тогда о. Антоний продолжает: «…К страху-то Божьему [привыкаете]?» Отец Амвросий понял неуместность своего тона в алтаре и раскаялся.

Простудившись, отец Амвросий стал много болеть, и это стало его крестом на всю жизнь. Тяжелая болезнь имела большое значение для его духовной жизни, побудила его глубже войти в себя. Преподобного Амвросия благословляют помогать старцу Макарию в духовном окормлении людей, а после смерти преподобного Макария стал духовником обители.

К преподобному Амвросию за духовными наставлениями обращались не только многочисленные монашествующие, но и миряне со всей страны. Среди них были и неграмотные крестьяне, и русская интеллигенция, например, философ Константин Леонтьев, писатели Гоголь, Алексей Толстой, Достоевский, Лев Толстой. О Достоевском старец сказал: «Это кающийся».

Лев Толстой, который много критиковал Церковь, порой справедливо, а гораздо чаще – нет, говорил: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Если русские писатели-классики в своих произведениях вдумчиво рассматривали нравственные проблемы и пытались раскрыть духовную жизнь человека, преподобный Амвросий сам был живым носителем духовности.

Она далась ему ценой каждодневного подвига. Старец вставал часа в четыре утра, и целый день дверь его кельи была открыта, и он принимал людей. Однажды истомленный старец, с потупленным взором, едва брел среди народной толпы, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! Прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, — писал старец в одном из писем, — и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми».

Амвросий, прп. -3 (как на постриге)Преставился преподобный Амвросий в 1891 г.

В настоящее время многократно переиздается его переписка со своими духовными детьми. Можно также порекомендовать одну из лучших книг о нем, написанную старцем нашего времени, схиархимандритом Иоанном (Масловым): «Преподобный Амвросий, богоносный старец Оптинский».